МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Структура института > Кабинет рукописей

Кабинет рукописей

Телефон: +7(812) 315-45-49

Кабинет рукописей (ранее — Историографический кабинет, Кабинет архивных фондов) располагает собранием уникальных документов, освещающих музыкальную и театральную жизнь России XVIII–XX вв.

Он организован в 1938 г., когда в Институт были переданы собрания и коллекции Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии. В число поступивших материалов входили фонды существовавших в дореволюционные годы в Петербургской консерватории мемориальных музеев М. И. Глинки и А. Г. Рубинштейна; нотная библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I; материалы Придворной певческой капеллы, Придворного оркестра; рукописные и печатные ноты из частных коллекций Шереметевых, Строгановых, Голицыных, Мятлевых и др.

В настоящее время Кабинет рукописей насчитывает 130 фондов личного происхождения, а также ряд собраний и коллекций.

В «Собрании нотных рукописей и редких изданий нот» хранятся уникальные манускрипты западноевропейского происхождения с невменной нотацией на пергамене и на бумаге (XI–XVI вв.); русские певческие книги (XVII–XVIII вв.) на крюках и на линейных нотах, а также нотные рукописи русских и итальянских композиторов и ансамблевая литература конца XVIII–XIX в., в том числе нотные автографы Д. С. Бортнянского, Дж. Сарти, Дж. Россини.

В «Собрании материалов к истории музыкальных организаций» представлены архивы ряда музыкальных учреждений, организаций, обществ и кружков XIX–XX вв. В фонде Придворной певческой капеллы хранятся документы по ее реорганизации, устройству музыкальных классов и школ; о церковном пении и пр. Имеются документы о деятельности Русского музыкального общества, Придворного оркестра, Музыкально-исторического общества им. А. Д. Шереметева. Сохранились материалы Сектора музыкальной культуры и техники Эрмитажа и Музыкального музея в помещении Эрмитажного театра, Ленинградского отделения Союза советских композиторов. Материалы о военной музыке содержатся в фонде Военно-походной канцелярии, где представлены приказы, регламентации о порядке исполнения, нотные записи сигналов, маршей и т. п.

Среди материалов личного происхождения XIX — начала XX в. наибольшую ценность представляют фонды русских композиторов М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. В Кабинете рукописей хранятся также фонды композиторов, дирижеров, музыкальных критиков А. И. Зилоти, А. К. Глазунова, Э. Ф. Направника, В. Г. Каратыгина, Д. Д. Шостаковича.

«Собрание рукописей и писем деятелей музыки и театра» объединяет автографические документы В. Ф. Одоевского, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, Д. Д. Шостаковича и других музыкальных деятелей. Аналогична по составу коллекция автографов западноевропейских музыкантов, включающая альбомы, ноты, письма и другие рукописные материалы Г. Берлиоза, П. Виардо, Ф. Листа, Г. Малера, Д. Россини, К. Сен-Санса, Д. Верди.

Материалы по истории драматического театра содержатся в фондах управляющего конторой московских, затем петербургских императорских театров В. П. Погожева, театроведа Н. Н. Евреинова, актеров и режиссеров П. А. Айдарова, П. П. Гайдебурова, Е. Д. Головинской, В. Э. Мейерхольда, театроведа А. А. Гвоздева; по истории балета — в фонде горного инженера Н. А. Кондратьева; по еврейской музыкальной фольклористике — в фонде музыковеда М. Я. Береговского; по еврейскому музыкальному театру — в фонде композитора М. А. Мильнера.

Имеется коллекция программ и афиш петербургских спектаклей, сольных и симфонических концертов (1834–1916).

Фонд иконографии объединяет фотографии, рисунки и печатную графику с индивидуальными и групповыми портретами музыкальных и театральных деятелей (частично с автографами). Сюда включена и коллекция изобразительных материалов по истории русского балета XIX–XX вв., собранная журналистом В. С. Гилем.

Неизданные обзоры представлены работами М. П. Троянского «Подневный репертуар Российского театра в Петербурге. 1757–1832», О. Л. Данскер «Концертный репертуар Петербурга за 1821–1858 гг.» (по афишам, хранящимся в РГИА), В. Э. Вацуро «Каталог работ художников по оформлению спектаклей (вторая половина XVIII в. — 1950-е гг.) по материалам музеев Ленинграда», П. М. Клинчина «Русский провинциальный театр. 1790–1900 гг.».

Справочный аппарат Кабинета рукописей включает:

  • 140 инвентарных описей;
  • каталоги: иконографический; нот по персоналиям; документов по персоналиям;
  • картотеку «Биобиблиографический словарь музыкальных деятелей»;
  • анкеты со сведениями о драматических актерах, певцах, танцовщиках, режиссерах, театральных художниках, дирижерах, составленные на основе документов фонда Дирекции Императорских театров в РГИА;
  • общие справочники: Путеводитель по Кабинету рукописей Российского института истории искусств: Дополненное и исправленное издание «Путеводителя по архивным фондам Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии» / Сост. О. Л. Данскер, Г. В. Копытова; Ред. А. Я. Альтшуллер. 2-е изд. СПб., 1996. [Минкультуры; РАН; РИИИ].

На основе материалов Кабинета с 1998 г. выходит продолжающееся издание «Из фондов Кабинета рукописей РИИИ: публикации, обзоры, сообщения». К настоящему времени вышло четыре выпуска.

Кабинет рукописей работает в понедельник, среду и пятницу с 11 до 17 часов.

  • Копытова Галина Викторовна

    зав. Кабинетом рукописей