Об институте
Российский институт истории искусств — старейшее в стране искусствоведческое научное учреждение. Основанный графом В. П. Зубовым в 1912 году, за более чем вековой период существования институт сохранил статус одного из ведущих мировых центров изучения истории и теории искусств. Научный фундамент исследовательской деятельности РИИИ был заложен выдающимися учеными, создателями научных школ и направлений: Ю. Н. Тыняновым, Б. М. Эйхенбаумом, Б. В. Асафьевым, А. А. Гвоздевым, В. Я. Проппом, Ф. А. Рубцовым. Труды сотрудников РИИИ сформировали сокровищницу отечественного искусствоведения и составили славу российской науки. Свыше десяти тысяч научно-исследовательских работ различного масштаба: от статей и докладов до многотомных энциклопедий — внесли неоценимый вклад в историю мирового искусствознания.
В настоящее время институт ежегодно осуществляет более пятидесяти научно-исследовательских работ и организует свыше семидесяти научных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов и др.) по следующим основным направлениям:
- История искусства: становление российской художественной идентичности;
- История, теория, методология искусствознания;
- История и теория театрального искусства. Актуальные проблемы современного театра;
- Этноискусствознание, фольклористика, музыкальная антропология;
- Музыкальные культуры народов Евразии.
Научно структуру института формируют восемь секторов:
- Музыки;
- Театра;
- Фольклора;
- Инструментоведения;
- Изобразительных искусств и архитектуры;
- Кино и телевидения;
- Актуальных проблем современной художественной культуры;
- Источниковедения.
Аспирантура института осуществляет образовательную деятельность по программе подготовки научно-педагогических кадров 50.06.01 — «Искусствоведение», по основным образовательным программам:
17.00.02 — музыкальное искусство;
17.00.09 — теория и история искусства.
Диссертационный совет Д 210.014.01, работающий на базе РИИИ, проводит процедуры защит докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:
17.00.02 — музыкальное искусство;
17.00.09 — теория и история искусства.
С самого основания в институте работает Научная библиотека. Кабинет рукописей РИИИ хранит бесценные материалы, в числе которых рукописи выдающихся деятелей мировой культуры. Предпечатную подготовку и публикацию научных работ сотрудников РИИИ осуществляет редакционно-издательский отдел.
Институтом издается рецензируемый научный журнал «Временник Зубовского института».
Материалы к истории РИИИ
Андреева В. И. Гаральд Боссе. СПб.: ИД «Коло», 2009. 287 с.: ил. Из содерж.: «Дом графа А. А. Закревского…». С. 135–143.
Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1996. 735 с.: ил. Из содерж.: С. 174, 658.
Богомолов Н. А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. 640 с. Из содерж.: К двухлетию факультета словесных искусств РИИИ. С. 615–637.
Букина Т. В. Музыкальная наука в России 1920–2000-х годов (очерки культурной истории). СПб.: Рус. христианская гуманитарная академия,2010. 191 с. Из содерж.: С. 18–22, 37–48, 51–54, 63–64, 81, 88–89.
Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М.: Изд-во «Независимая газета», 2001. 543 с.: ил. Из содерж.: С. 351, 429.
Временник Зубовского института. Вып. 8: Зубовский институт: страницы истории / Гл. ред. Т. А. Клявина; ред. Е. В. Хаздан. СПб.: РИИИ, 2012. 154 с.: ил.
Временник Зубовского института. Вып. 11: Фольклористика в Зубовском институте / Ред.-сост. С. В. Кучепатова. СПб.: РИИИ, 2013. 168 с.
Гинзбург Л. Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб: Искусство, 2002. 767 с. Из содерж.: С. 24, 89, 93, 116.
Город. Литература. Искусство. Сборник первый. Пб., 1923. 112 с.: ил.
Государственный институт истории искусств: 1912–1927. Л.: Academia, 1927. 63 с.
Николай Гумилев в воспоминаниях современников / Ред.-сост. В. Крейд. М.: СП «Вся Москва», 1990. 316 с.
Диаспора: Новые материалы. Вып.3: Альманах / Отв. ред. О. Коростелев. Париж; СПб.: Athenaeum-Феникс, 2002. 736 с. Из содерж.: Вейде В. Воспоминания. С. 69, 72–72, 139, 140.
Диаспора: Новые материалы. Вып. VIII: Альманах / Отв. ред. О. Коростелев. Париж; СПб.: Athenaeum-Феникс, 2007. 789 с. Из содерж.: Семенов М. Н. Воспоминание неврастеника. С. 7–72.
Задачи и методы изучения искусств / Отв. ред. А. Ф. Некрылова. СПб.: РИИИ, 2012. 264 с.
Задачи и методы изучения искусств. Пб.: Academia, 1924. 239 с. Из содерж.: Очерк истории института. С. 171–237.
Зеленый зал: альманах / ГНИИ «Ин-т истории искусств»; сост. Ю. А. Смирнов-Несвицкий. СПб., 2008. 181 с.
Злочевский Г. Д. Наследие Серебряного века: избранные страницы. М.: Институт Наследия, 2006. 367 с.: ил. Из содерж.: С. 208–209.
Зубов В. П. Страдные годы России / Сост. Т. Д. Исмагулова. М.: Индрик, 2004. 319 с.: ил.
Иванов Г. В. Мемуарная проза. М.: Вагриус, 2001. 456 с. Из содерж.: С. 195–196.
Из истории литературных объединений Петрограда–Ленинграда 1910–1930-х годов: Исследования и материалы. Кн.1. СПб.: Наука, 2002. 391 с.: ил. Из содерж.: С. 52, 89, 93–116.
Инвалидный дом графов Зубовых. Пб.: Бг [1915]. 25 с.: 1 л.
Исмагулова Т. Д. Граф В. П. Зубов: «страдные годы эмиграции» // Зарубежная Россия. 1917–1939. Кн. 2. СПб.: Лики России, 2003. С. 66–72.
Каверин В. А. Литератор: Дневники и письма. М.: Сов. писатель, 1988. 297 с.: ил.
Каверин В. А. Собеседник: Воспоминания и портреты. М.: Сов. писатель, 1973. 335 с.
Каверин В. А. Эпилог: Мемуары. М.: Аграф, 1977. 559 с.: ил. Из содерж.: С. 39, 57, 111–112, 209–210, 518.
Кино Санкт-Петербурга: материалы конференции / Ред. Д. Г. Иванеев, И. П. Садовская. СПб.: ТЕССА, 2004. 204 с. Из содерж.: Садовская И. П. Создание Кабинета истории кино Российского института истории искусств. С. 63–68.
Краеведческие записки. Вып. 3. СПб.: Акрополь, 1995. 198 с. Из содерж.: Золотинкина И. А. К характеристике художественной жизни Петербурга начала ХХ века. С. 137–139.
Крусанов А. В. Русский авангард. 1907–1932: исторический обзор: В 3-х т. Т. 2. Кн.1–2. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Из содерж.: С. 302–304.
Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920–1930 годы: по материалам архивов. М.: Изд-во Акад. горных наук, 2000. 439 с.: ил. Из содерж.: С. 68, 146–147, 150, 218.
Левченко Я. С. Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. М.: ИД Высшей школы экономики, 2012. 299 [5] c.
Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии: Сборник статей. Л., 1971. Из содерж.: С. 181–193, 268–273, 194–204, 303–333, 385–388.
Литературное наследство. Т. 82. Луначарский А. В. Неизданные материалы. М., 1970. Из содерж.: С. 61–62, 395–397.
Луначарский А. В. В мире музыки. М.: 1958. Из содерж.: С. 204–229.
Малевич о себе. Современники о Малевиче: Письма. Документы. Воспоминания. Критика: В 2-х т. Т. I–II / Авт.-сост. И. А. Вкар, Т. Н. Михиенко. М.: RA, 2004. Из содерж.: ГИИИ. 1928–1930. Т. I. С. 524–526.
«Младоформалисты»: русская проза / Сост. Я. Левченко. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. 256 с.
На рубеже двух столетий / Сост. В. Багно и др. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 847 с. Из содерж.: К. Купман. С. 345–360
Наппельбаум И. М. Угол отражения: Краткие встречи долгой жизни. Изд. 3-е. СПб.: ИД «Ретро», 2004. 235 с.: ил. Из содерж.: Тоныч [о В. П. Зубове].
Недошивин В. М. Прогулки по Серебряному веку: дома и судьбы. СПб.: ИД «Литера», 2005. 447 с. Из содерж.: С. 288.
Новая музыка. Вып. 1. Л., 1926. Из содерж.: Друскин М. Концерты Гос. института истории искусств. С. 32–36.
Петербургские чтения 97: Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб.: Блиц, 1977. Из содерж.: Петрова Т. В. История Зубовского института и его библиотеки.
Петровская И. Ф. В конце пути. Изд. 2-е, доп. СПб.: ИД Петрополис, 2009. 404 с.: ил.
Помарнацкий А. В. Биографическая проза. Семейные хроники. Эссе. СПб.: Изд-во «АРС», 2011. 439 с.: ил. Из содерж.: С. 109–113, 115–118.
Пушкинский Петербург. Изд. 2-е. Л., 1933. Из содерж.: А. Яцевич. С. 111–114.
Российский институт истории искусств в мемуарах / Под общ. ред. И. В. Сэпман. СПб.: РИИИ, 2003. 304 с.
Русский фольклор. Вып. XXXII: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2004. 589 с. Из содерж.: Иванова Т. Г. Фольклористика в Государственном институте истории искусств в 1920-е гг. С. 48–66.
Семенов М. Н. Вакх и Сирены / Сост. В. И. Кейдан. М.: Новое лит. обозрение, 2008. 676 с.: ил. Из содерж.: С. 273–274, 435–441.
Синдаловский Н. А. Петербургские адреса русской литературы. М.; СПб.: Центрополиграф: Русская тройка. СПб., 2011. 413 с.: ил.
Фрезинский Б. Я. Судьбы Серапионов (портреты и сюжеты). СПб.: Акад. проект, 2003. 590 с.: ил. Из содерж.: С. 320.
Чижова И. Б. «Души волшебное светило…». Л.: Лениздат, 1988. 351 с. Из содерж.: А. Ф. Закревская. С. 150–160.
Чистотинова С. Л. Федор Иванович Шмит. М.: Изд-во «Дело», 1994. 206 с.
Шиповник: Историко-филологический сборник к 60-летию Р. Д. Тименчика. М.: Водолей Publishers, 2005. 567 с.: ил. Из содерж.: Купман К. К. К истории возникновения Кинокомитета при ГИИИ. С. 175–201.
Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: Проблемы теории и истории. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 911 с.
Юнгер Е. Все это было. М.: Союзтеатр СТД, 1990. 238 с.: ил.