Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт

Сектор музыки

Сведения

email: music@artcenter.ru

Сектор музыки – старейший в нашей стране музыковедческий центр – с самого начала своей деятельности (1920) занял видное место в музыкальной науке. Формирование первого коллектива проходило под руководством А. К. Глазунова. В состав музыкального отдела вошли Б. В. Асафьев, В. Г. Каратыгин, И. И. Лапшин, А. В. Оссовский, А. В. Преображенский, А. В. Финагин, Р. И. Грубер, А. Н. Римский-Корсаков, ряд других авторитетных музыкантов. Существовал институт иностранных членов-корреспондентов, среди них ведущие ученые Европы: А. Шеринг, Г. Кречмар, Э. Курт. В 1920-е гг. образование на секторе получили Е. В. Гиппиус, С. Л. Гинзбург, М. С. Друскин.

1920-е гг. – один из самых ярких периодов истории отдела. Уже тогда определились многие области и направления исследований, традиционно сохраняющиеся и развивающиеся в Институте: история русской музыки (особое внимание – музыке XVIII в.), русский музыкальный фольклор, культовая музыка в России, эстетика и социология музыки, инструментоведение.

История сектора не была гладкой: временами ученым приходилось уходить «в подполье» нейтральных тем или писать по заказу, но даже в этих условиях создавались исследования, представляющие несомненную ценность. Особенно весомый вклад сделан в изучение русской музыкальной классики. Так, осуществлено критическое издание литературного наследства М. И. Глинки, А. К. Глазунова, М. А. Балакирева и других петербургских музыкантов.

В 1950–1960-е гг. на секторе работали А. А. Гозенпуд, Ю. А. Кремлев, Г. А. Орлов, А. Н. Сохор, В. М. Богданов-Березовский, Л. Н. Раабен; в коллективных работах участвовали А. В. Оссовский, Ю. В. Келдыш. Было положено начало серии «Вопросы теории и эстетики музыки», продолжавшейся до 1977 г. (15 выпусков).

На секторе складывались исследовательские группы, со временем выросшие в самостоятельные сектора – фольклора, художественной культуры, инструментоведения.

Сегодня в активе сектора фундаментальные исследования, существенно углубляющие научную традицию в методологическом плане: инструментальная музыка XVIII–ХХ вв.; опера как специфический феномен культуры; история российского музыкального театра; христианская гимнография (латинская, греческая, русская); вопросы теории стиля; психологии творчества и восприятия музыки – таков далеко не полный репертуар тем опубликованных за последнее десятилетие книг и продолжающихся изданий.

К 80-летию музыкального отдела выпущена «Библиография научных трудов и научных публикаций сектора музыки», включающая 669 названий. В их числе 15 выпусков «Вопросов теории и эстетики музыки» (1962–1977); выпуски «Problemata musicоlogica»; многотомный Энциклопедический словарь «Музыкальный Петербург, XVIII век».

 

  • Порфирьева Анна Леонидовна

    канд. иск.

    зав. сектором, старший науч. сотр.
  • Герцман Евгений Владимирович

    доктор иск.

    ведущий науч. сотр.
  • Климовицкий Аркадий Иосифович

    доктор иск.

    главный науч. сотр.
  • Князева Жанна Викторовна

    доктор иск.

    ведущий науч. сотр.
  • Ковалевский Георгий Викторович

    канд. иск.

    науч. сотр.
  • Ковнацкая Людмила Григорьевна

    доктор иск.

    ведущий науч. сотр.
  • Константинова Марина Александровна

    канд. иск.

    науч. сотр.
  • Огаркова Наталия Алексеевна

    доктор иск.

    ведущий науч. сотр.
  • Петрова Галина Владимировна

    канд. иск.

    старший науч. сотр.
  • Серегина Наталья Семеновна

    доктор иск.

    ведущий науч. сотр.
  • Энглин Станислав Евгеньевич

    канд. иск.

    науч. сотр.