Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Структура института > Сектор кино и телевидения

Сектор кино и телевидения

В декабре 1925 г. при отделе театра для содействия всестороннему исследованию кинематографа был создан Кинокомитет под председательством А. А. Гвоздева. В состав комитета вошли не только научные сотрудники Института, но и кинорежиссеры, кинокритики, журналисты.

В 1926 г. на Высших государственных курсах искусствоведения, существовавших при Институте, открылся кинофакультет – первое в стране киноведческое учебное заведение. Преподаватели А. А. Гвоздев, И. И. Соллертинский, Ю. Н. Тынянов, Б. И. Эйхенбаум, Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг. Декан факультета – С. С. Мокульский. В конце 1920-х гг. в связи с реорганизацией Института секция была распущена.

В 1958 г. по инициативе ленинградской общественности в Институте снова организован сектор кинематографии. Сотрудниками сектора подготовлено многотомное издание «Из истории «Ленфильма»: Статьи, воспоминания, документы»; сборники «Ленинградский экран», «Петербургское новое кино» и др. С середины 1960-х гг. создаются труды по истории теории телевидения.

В разные годы на секторе кино и телевидения работали такие выдающиеся ученые, как Н. Н. Ефимов, Я. К. Маркулан, Л. Г. Муратов, И. В. Сэпман, М. Б. Мейлах, Н. Б. Вольман, С. Д. Гуревич, Н. С. Горницкая, И. Н. Садовская, В. А. Кузнецова, А. Л. Сокольская.

Среди наиболее заметных трудов сектора можно назвать монографии Я. К. Маркулан «Зарубежный кинодетектив», «Кино Польши», «Киномелодрама. Фильм ужасов»; работы Л. Г. Муратова «Александр Иванов» и «Итальянский экран»; книги А. Л. Сокольской «Марсель Карне», «Симона Синьоре», «Современные искания советской кинорежиссуры и традиции 20-х годов»; труды В. А. Кузнецовой «Кинофизиогномика» и «Костюм на экране»; исследования Р. Д. Копыловой «Кинематограф плюс телевидение», «Илья Авербах», «Открытый экран: Телезрелище как диалог»; монографию И. В. Сэпман «Кино и поэзия»; труды А. Л. Казина «Лики России: Русское философское кино», «Философия искусства в русской и европейской духовной традиции».

Научная деятельность сектора направлена на формирование общей теории аудиовизуальной культуры. Речь идет о комплексном исследовании современного кинематографа и телевидения как единой коммуникативно-художественной системы.

 

  • Березовчук Лариса Николаевна

    канд. иск.

    зав. сектором, старший науч. сотр.
  • Андреев Андрей Игоревич

    науч. сотр.
  • Евтеева Ирина Всеволодовна

    канд. иск.

    старший науч. сотр.
  • Копылова Розалия Дмитриевна

    доктор иск.

    ведущий науч. сотр.
  • Мыльников Денис Юрьевич

    младший науч. сотр.
  • Хлыстунова Светлана Викторовна

    канд. иск.

    науч. сотр.