Семинар «Российский театр в институциональном измерении. Вчера, сегодня, завтра»
В среду, 28 ноября, в РИИИ состоялся семинар «Российский театр в институциональном измерении. Вчера, сегодня, завтра» (из серии «Актуальные проблемы современного художественного процесса»). Докладчик — старший научный сотрудник сектора актуальных проблем современной художественной культуры РИИИ, кандидат искусствоведения И. В. Вдовенко.
На семинаре речь шла в первую очередь о тех больших системных изменениях, которые происходят в российском театре прямо сейчас на наших глазах. Изменениях в самой функции театра, в понимании того, что это вообще такое и для чего это нужно. Эти изменения связаны в первую очередь с тем, что та институциональная система театра, которая сложилась в России в 1990-х и которую условно можно назвать постсоветской, сейчас сменяется какой-то другой, формы и параметры которой еще до конца не определены.
Театр сегодня (и в Москве это видно более отчетливо, чем в Петербурге) является механизмом по производству идентичности. Причем речь не идет о некой единой идентичность или единой субъектности (как это было во времена СССР). Разный тип театра предлагает разную идентичность разной публике. И собственно за идентичностью, а не за чем-то иным сегодня отправляется в театр зритель.
Еще одна проблема, которая возникает в этой связи, — проблема легитимности формы театрального представления. И собственно проблема качества (традиционное решение которой еще недавно лежало в иерархической плоскости, обусловленной идеологической конструкцией институциональной системы советского театра). Сегодня проблема качества представляется проблемой выбора. Но так ли это на самом деле? Действительно ли больше не существует никаких общих параметров, исходя из которых мы можем выносить суждение о качестве?
То же самое относится и к таким более частным проблемам, как, например, проблема разрушения традиционной для российского театра формы спектакля. Дело в том, что та театральная форма, которая окончательно сложилась в России к концу советского периода (и которая во многом являлась наследницей тех процессов, которые происходили в советском театре с 1932 по 1947 год), практически перестала работать в своей содержательной части уже в начале 2000-х, при этом институционально она продолжает поддерживаться и производиться до сих пор. Проблема здесь в том, что сама по себе эта форма (условно говоря, традиционного психологического спектакля) вполне работоспособна, просто нуждается в существенной идеологической пересборке. Для чего необходим вполне серьезный разговор о том, что такое вообще сегодня искусство. Причем разговор с обязательный осмыслением тех процессов, которые в XX веке происходили в российском театре и которые в своей содержательной части до сих пор остаются в зоне умолчания.
Все это практически напрямую связано так же с такими вопросами, как вопрос о функции театрального образования или театральной критики сегодня (все это очень животрепещуще, и в особенности критика, у которой фактически нет больше легитимных оснований, вернее, старые либо выведены за скобки, либо дискредитированы, а новые не отрефлексированы в должной мере).
Опубликовано: 28 ноября 2018 / Обновлено: 2 декабря 2018