Семинар «Фольклор в сочинениях отечественных композиторов»
9 декабря 2025 года в Белом зале Российского института истории искусств состоялся семинар «Фольклор в сочинениях отечественных композиторов» из серии «Фольклор и композитор» (цикл «Фольклористика, антропология, этнография»). Семинар прошел в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Традиционная музыкальная культура как часть современного мира». Ведущая семинара — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ, доцент, профессор кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской гос. консерватории Ирина Степановна Попова.
ПРОГРАММА
Долматова Екатерина Валерьевна (аспирант РИИИ), Попова Ирина Степановна (канд. иск., с.н.с. РИИИ; профессор кафедры СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова). — Полевые дневники С. М. Слонимского как документальный источник по истории собирания и изучения музыкального фольклора Ленинградской области
Известно, что полевые дневники являются ценным источником сведений о характере и методике работы по сбору фольклора, в особенности музыкального, позволяют осмыслить цели и задачи данного направления деятельности, установить экспедиционные маршруты и т. д. В докладе рассматриваются материалы экспедиции в Лужский район Ленинградской области, в которую Сергей Михайлович Слонимский выезжал вместе с супругой — Раисой Николаевной в 1970 году. В архиве композитора сохранился объемный корпус документов, отражающих записи, сделанные в этой поездке, — нотные тетради, в которых композитор фиксировал мелодии и тексты песен, а также полевые дневники. Ранее эти документы не являлись предметом специального научного исследования. Как показал анализ источников, дневники вел исключительно С. М. Слонимский, записи носили черновой характер. В полевых материалах отражены общие сведения об экспедиции (даты поездки, история перемещений, обследованные населенные пункты и т. д.), представлены наблюдения о деревенской жизни, очерки о местных жителях, зафиксированы полные поэтические тексты песен, иные личные наблюдения. В докладе восстанавливается маршрут экспедиции и анализируются способы записи музыкального фольклора, проводится комплексная оценка лужских материалов в творческом наследии композитора. По результатам поездки фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка, куда вошли наигрыши, исполненные местной балалаечницей Евдокией Исаевой. Кроме того, лужские материалы были обнародованы в антологии фольклора Ленинградской области, а также использованы при создании ряда сочинений С. М. Слонимского.
Панахов Зохраб Видадиевич (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, студент V курса, специальность «композиция»). — Лезгинская свадьба в воспоминаниях Матеуша Гралевского (1826–1891)
Книга польского политического деятеля и этнографа ХIХ столетия, сосланного за политическую неблагонадежность на Кавказ, долгое время не попадала в поле зрения фольклористов. Вместе с тем его труд «Кавказ. Воспоминания о двенадцатилетней неволе. Описание страны. Жители. Нравы и обычаи» является одним из наиболее ранних и ценных источников по традиционной культуре лезгин, ранее не упоминавшихся исследователями фольклора. В данной работе приведено достаточно подробное описание свадебного обряда, в том числе сведения об архаических компонентах ритуала и фольклорных текстах, по большей части утраченных этнической культурой к настоящему времени.
Раев Максим Сергеевич (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, студент II курса, специальность «композиция»). — «Folk songs» Лучано Берио: источники тематизма и принципы работы с фольклором
Лучано Берио — один из видных композиторов XX века, известный своим интересом к природе голоса и возможностям музыкальной интерпретации. Цикл «Folk Songs» в контексте творчества композитора занимает особое место. В отличие от экспериментальных работ Берио, он демонстрирует неофольклоризм композитора, его стремление переосмыслить народные темы и представить их в новом контексте. На примере некоторых песен цикла рассматриваются источники тематизма и принципы работы Берио с фольклорным материалом.
Жачев Гурий Петрович (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, студент II курса, специальность «композиция»). — Композиторский подход к использованию фольклора в фортепианном цикле Г. Жачева «В чувашской глубинке» (2024)
В докладе рассматривается фортепианный цикл «В чувашской глубинке», основанный на фольклорном материале. В структуре цикла получает воплощение идея смены времен года земледельческого календаря: от проводов зимы (Саварни) через ключевые праздничные события весны (Акатуй) и лета (Щимик) к осенней уборке урожая (Авам). В докладе рассматриваются подходы композитора к преломлению ладовых, ритмических, интонационных и композиционных особенностей чувашского фольклора на основе принципов цитирования и стилизации.
Красильников Данил Сергеевич (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, студент II курса, специальность «композиция»). — Ирландский фольклор в творчестве композитора Торла О’Каролан
Торла О’Каролан (1670–1738) — ирландский поэт, арфист и композитор. Его творчество явилось мостом между фольклорной традицией и профессиональной музыкой рубежа ХVII–ХVIII веков. До наших дней в записи сохранились одноголосные мелодии, тогда как аранжировки и гармонизации оказались утрачены. В докладе рассматривается несколько произведений композитора, их реконструкции в исполнительской практике, а также связь с народной традицией и европейской музыкой того времени.
Рябова Софья Владимировна (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, студент II курса, специальность «композиция»). — Претворение русского фольклора в творчестве современных популярных исполнителей на примере группы «Settlers»
Доклад посвящен элементам русского песенного фольклора и их воплощению в творчестве группы «Settlers». Рассматривается и анализируется ряд композиций с точки зрения синтеза народных традиций и тенденций современной массовой культуры, устанавливается роль фольклора в композициях, выявляются используемые жанры, характеризуется манера исполнения.
Соколовский Фёдор Иванович (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, студент II курса, специальность «композиция»). — Эволюция исполнительской техники балалаечников: от народной традиции к академическому искусству
В докладе исследуется эволюция исполнительской техники игры на балалайке — музыкальном инструменте, который известен в фольклорных традициях различных регионов и в академическом искусстве. Рассматриваются ключевые приемы игры на музыкальном инструменте, известные в народной музыке, прослеживается трансформация и усложнение технической базы в рамках современной академической школы балалаечного исполнительства.
Опубликовано: 9 декабря 2025