МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Презентация коллективной монографии «Музыка в культурном пространстве Европы—России: События. Личность. История»

Презентация коллективной монографии «Музыка в культурном пространстве Европы—России: События. Личность. История»

 

GOD_Logo03-0123 апреля, среда,  в 16.00 в Зеленом зале Российского института истории искусств состоялась презентация коллективной монографии, подготовленной и изданной Российским институтом истории искусств

«Музыка в культурном пространстве Европы—России:

События. Личность. История»

СПб.:, РИИИ, 2014 (ответственный редактор и составитель Н.А. Огаркова).

 

О чем пишут историки музыки сегодня? В изучении европейской и русской музыки как феномена искусства и культуры зарубежными и отечественными  исследователями сделано очень много. В настоящее время в сфере музыкознания продолжается процесс накопления фактологического материала, на конференциях и в научных трудах обсуждаются актуальные проблемы теории и истории музыки, исследуется и во многом пересматривается жизнь и творчество композиторов-классиков, извлекаются из прошлого неизвестные ранее имена музыкантов, сыгравших свою роль в истории музыкального искусства и культуры. Критический взгляд историков касается также проблем методологии, очевиден поиск новых подходов к изучению музыкального искусства разных эпох. Тем не менее, многое предстоит еще сделать: систематизировать и обобщать информацию, открывать неизвестное, пересматривать старые и решать новые проблемы.

Круг тем, обсуждаемых на страницах данного издания и представленных в книге в хронологическом порядке, отражает различные сферы современного отечественного музыкознания. В статье Евгения Герцмана развенчивается миф о темперации Аристоксена как «предтечи» И. С. Баха, вошедший в научный обиход благодаря теории Р. Вестфаля. В работе Станислава Энглина  внимание читателя фокусируется на неординарном решении проблемы нотирования метроритмической символики, актуальной для изучения научной традиции античности. Наталья Серегина на основе научного анализа трудов отечественных и зарубежных ученых-медиевистов открывает перспективные направления в исследовании русского церковного пения — одной из проблемных областей современной музыкальной медивистики.

В  блоке статей, посвященных XIX веку, пересекаются разные сюжеты петербургской музыкальной культуры. В статье Наталии Огарковой предпринимается попытка реконструкции феномена «композитор», поиска пути, на котором композитор, и как «должностное» лицо, и как «свободный художник» обретал свое «имя». Статья Марианны Константиновой, основанная  на материале «личного дела» выдающегося русского певца О. А. Петрова, предлагает познакомиться с неизвестными ранее подробностями служебной деятельности артиста и особенностями его незаурядной личности. В статье Галины Петровой впервые проводится тщательное расследование одного «эпизода из жизни» Г. Берлиоза, связанного с посвящением «Фантастической симфонии» императору Николаю I. «Музыкально-исторические изыскания» Анны Порфирьевой посвящены  итальянской опере в Тифлисе, отчетливые контуры которой проступают из разнообразного по материалу культурного контекста эпохи. В статье Аркадия Климовицкого представлен интригующий сюжет о  судьбе «Песни о блохе» Мусоргского, отраженной в литературно-поэтическом «постскриптуме» Н. А. Римского-Корсакова и в музыкальных версиях его внука — Г. М. Римского-Корсакова.

Различные грани музыкального искусства рубежа XIX—XX веков предстают в следующем блоке статей. Тамара Левая обсуждает проблему уникальной практики «Парижских сезонов», ставших закономерным следствием и кульминацией русско-французского культурного диалога в эпоху Серебряного века. Статья Ирины Кряжевой посвящена творческому диалогу Наталии Гончаровой, олицетворившей дух русского авангарда 10-х годах ХХ века, и Мануэля де Фальи, обретшим статус композитора-модерниста в 1920-е годы.  Ольга Скрынникова обращает внимание на неизвестную ранее страницу творчества Р. Глиэра, открывая читателю симфонию «Илья Муромец» как оригинальную авторскую трактовку эпической темы в ракурсе искусства модерн. В статье Елены Воробьевой, посвященной истории создания оперы П. Хиндемита «Святая Сусанна», повествуется о влиянии на замысел композитора «пантомимы» К. Г. Фольмёллера «Чудо» с музыкой Э. Хумпердинка, оказавшейся в русле новаторских театральных исканий и экспериментов начала XX века. Юлия Векслер представляет неизвестную театральную пьесу Альбана Берга «Ночь (Ноктюрн)», предприняв тщательный анализ эксклюзивных источников, и рассматривая творческий процесс композитора в разных ракурсах с  акцентом на феномене «стринбергианства» в жизни и творчестве Берга.

В завершающей части книги — статьи о выдающихся композиторах XX века. В статье Людмилы Ковнацкой  сквозь призму писем Д. Д. Шостаковича к другу В. М. Богданову-Березовскому проступает «образ композитора», неизвестный советской историографии и биографике. Фрагменты писем и авторский комментарий к ним дают возможность сегодня услышать живой «голос» Шостаковича 1920-х годов. Статья Владимира Орлова посвящена теме «Прокофьев и советский джаз», где автор, обратившись к истории создания кантаты «Расцветай, могучий край» и  анализу особенностей ее музыкального языка, обнаруживает в тексте наличие «джазовых реминисценций». В статье Георгия Ковалевского обсуждается проблема взаимодействия музыки и кинематографа в творчестве А. Шнитке с акцентом на специфике творческого метода композитора.

Редактор книги Евгения Щеглова. Верстка: Ирина Громова. Корректор Сергей Минин.

Контактный телефон:  (8-812) 315-28-93


Опубликовано: 23 апреля 2014 / Обновлено: 7 марта 2019