МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научный семинар «1850: Европа и Россия»

Научный семинар «1850: Европа и Россия»

10 ноября в 15.00 в Зеленом зале Российского института истории искусств пройдет семинар «1850: Европа и Россия». Семинар станет продолжением открытого в 2022 году в РИИИ цикла, посвященного важным датам в истории европейской и российской культуры. 1850-й год в Европе завершает период среднего или зрелого романтизма, открывая путь к новым веяниям и установкам в искусстве и культуре. Берлиоз сделал первый шаг на пути к оратории «Детство Христа» (L᾽Enfance du Christ): в 1850 году был написан эпизод трилогии «Бегство в Египет» (La fuite en Egypte), знаменующий поворот к новой стилистике его оркестрового и вокально- хорового письма. В Германии в этот год ставится «Геновева» Роберта Шумана и «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. И если шумановский опус, созданный в духе «старого доброго» немецкого романтизма 20-х, 30-х годов, остался больше экспериментом, воспринятый публикой без особого энтузиазма, то вагнеровский «Лоэнгрин» стал настоящим прорывом, кульминацией раннего творчества композитора. В том же 1850 году Джузеппе Верди представляет свою оперу «Стиффелио», завершающую его ранний этап и стоящую уже в преддверии таких шедевров 50-х годов, как «Риголетто» и «Травиата». После кончины в 1848 году Доницетти Верди становится главным итальянским оперным композитором, закрепив за собой этот титул фактически до конца XIX века. В балетном мире продолжают главенствовать французы. В Петербурге балетмейстер Императорского театра Жюль Перро ставит четырехактный балет «Своенравная жена» на музыку Адана и Пуни, а его будущий преемник Артур Сен-Леон в Париже представляет на музыку того же Пуни балет «Стелла, или Контрабандисты». В 1850 году под директорством А. Ф. Львова и при покровительстве членов царствующей фамилии было организовано Концертное общество.  Оркестр составлялся из лучших музыкантов императорских театров, симфоническими концертами управлял Л. Маурер, концертами Придворной Певческой капеллы — А. Львов.

В России 1850 год открывается жестокой инсценировкой казни членов кружка Петрашевского, в числе которых был Федор Михайлович Достоевский. Казнь заменили сибирской каторгой. Январский день 1850 года стал не только переломным моментом для писателя, но и знамением путей русской культуры в целом.

В семинаре участвуют:

заведующая сектором музыки ГИИ Светлана Константиновна Лащенко,

заведующая сектором музыки РИИИ Анна Леонидовна Порфирьева,

сотрудники сектора музыки РИИИ — Галина Владимировна Петрова и Георгий Викторович Ковалевский,

сотрудник сектора источниковедения РИИИ — Ольга Анатольевна Федорченко.

Приглашаются все желающие.


Опубликовано: 10 ноября 2025