Международная научно-практическая конференция «Временные и пространственные, аудиальные и визуальные искусства в культуре и науке Европы и Азии»
Российский институт истории искусств приглашает принять участие в Международной научно-практической конференции «Временные и пространственные, аудиальные и визуальные искусства в культуре и науке Европы и Азии» (цикл «Сравнительное искусствознание»), которая проводится 7–9 октября 2024 года в партнерстве с ведущими творческими и научными институтами Китая, Абхазии, Белоруссии, Узбекистана и Армении.
Разделение искусств на пространственные и временные обусловлено спецификой материала и условиями функционирования произведения искусства. Однако во все эпохи художники и ученые отмечали и стремились отразить присутствие пространства во временных искусствах и времени в искусствах пространственных. Как отмечал Э. Курт, «искусство само по себе, в своих истоках и наиболее глубоких корнях, вообще представляет собой синтез искусств, что находит свое выражение в произведениях всех столетий и всех жанров. Но не всякое художественное направление проникается сознанием этого синтеза». Наука последних десятилетий показала, что время и пространство имеют в своей структуре много общего.
Цель предстоящей конференции — выявление внутренних связей между различными видами искусств посредством анализа выраженных средствами языка музыки, изобразительного искусства и архитектуры, сценических и экранных искусств, литературы пространственно-временных категорий. Произведение искусства рассматривается в контексте универсалий восприятия и мышления — времени и пространства, — эта парадигма стала основой исследований выдающегося музыковеда Генриха Орлова, которому посвящен цикл конференции «Сравнительное искусствознание». Данная проблематика является объектом изучения сравнительного искусствознания, разрабатываемого в стенах Российского института истории искусств.
Способы передачи пространственно-временных аспектов в каждом из видов искусств различны. Обнаружение универсальных принципов и приемов организации художественного текста, несвойственных или, напротив, присущих природе того или иного искусства, изучение истории теоретической мысли в разных научных традициях Европы и Азии, формулирование новых задач сравнительного искусствознания образует круг вопросов настоящей конференции. К обсуждению предлагаются следующие темы:
— временные аспекты пространственных пластических искусств (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, каллиграфия);
— аудиальное и визуальное и формы их проявления;
— пространственные аспекты в музыке, хореографии, пантомиме;
— мотивы, темы, нарративы и их воплощение в разных видах искусств;
— архетипические образы и сюжеты как объект сравнительного искусствознания;
— микрокосм и макрокосм структур художественного текста;
— хронотоп и художественный текст;
— виды симметрий и художественный текст;
— синкретизм архаического искусства и синтетизм искусства Нового/Новейшего времени;
— полиэлементные союзы: музыка и каллиграфия, музыка и живопись, музыка и графика, музыка и архитектура, музыка и хореография, музыка и литература в традициях;
— методология анализа в сравнительном искусствознании (опыт искусствознания Европы и Азии).
В ходе конференции планируются мастер-классы, видеопоказы, концерты, выставки, круглые столы.
Конференция проводится 7–9 октября 2024 года в Зеленом и Белом залах Российского института истории искусств по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5, а также на площадках Харбинской консерватории, Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, Государственной консерватории Узбекистана, Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа Академии наук Абхазии, Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Института искусств Национальной академии наук Республики Армения.
Планируется сборник тезисов и материалов конференции, которые будут размещены в РИНЦ. Тексты тезисов и материалов (объем от 2000 до 7000 знаков, включая аннотацию, оформление аналогичное тексту статьи — см. ниже) необходимо прислать до 10 сентября 2024 года.
По итогам работы конференции в 2025 году планируется создание коллективного исследования. Статьи для публикации принимаются до 01 марта 2025 года. Объем статей — от 20000 до 40000 знаков. Особое внимание просим обратить на оформление сносок и списка литературы. Сноски и примечания постраничные. Нумерованный список литературы оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Ссылки на литературу даются через двоеточие в квадратных скобках: первая цифра — номер издания, вторая — номер страницы. Например — [2: 68]. Примеры оформления статей можно посмотреть по ссылке на издание третьего выпуска серии сборников «Сравнительное искусствознание — XXI век»: https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2022/01/Sravnit_iskusstvosnanie_3.pdf
К заявке просьба приложить фото (портретное, желательно неформальное по стилю).
Рабочие языки конференции: русский, китайский, английский.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Подключиться к видеоконференции:
Научный руководитель проекта:
И. В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.
Оргкомитет конференции:
Председатель оргкомитета:
Д. А. Шумилин, директор Российского института истории искусств МК РФ, кандидат искусствоведения;
Сопредседатели оргкомитета:
Ян Яньди, ректор Харбинской консерватории, профессор;
А. Е. Ашуба, директор Абхазского института гуманитарных исследований, кандидат филологических наук;
А. Г. Aсатрян, директор Института искусств НАН РА, зав. отделом музыки Института искусств НАН РА, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Армении;
С. А. Гафурова, профессор, проректор по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана;
Оргкомитет:
А. А. Тимошенко, руководитель научного подразделения РИИИ, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения;
Ван Хуэй, начальник отдела международных связей, доцент Харбинской консерватории;
Ш. Ш. Ганиханова, доктор искусствоведения, профессор кафедры Истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана;
С. Б. Касымходжаева, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой Истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана;
А. В. Агасян, научный руководитель Института искусств НАН РА, зав. отделом искусства армянской диаспоры и международных связей, член-корреспондент НАН РА, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Армении, лауреат Государственной премии Армении;
З. А. Мурадова, кандидат искусствоведения, заведующая музыкальным отделом Института искусствознания АН Республики Узбекистан;
А. А. Карпилова, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая отделом экранных искусств Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси;
М. А. Сень, старший специалист по научно-организационной работе Российского института истории искусств.
Опубликовано: 7 октября 2024 / Обновлено: 14 октября 2024