Международная научно-практическая конференция «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов. К 100-летию СССР»
Во вторник, 14 декабря, сектор инструментоведения Российского института истории искусств провел Международную научно-практическую конференцию «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов. К 100-летию СССР».
Социальные потрясения являются мощным фактором, который не только изменяет судьбы целых народов, но и оказывает огромное влияние на пути развития искусства, национальных культурных традиций, творцов. Резонанс революционных событий начала и конца ХХ века обусловил тектонический сдвиг в художественном мышлении и до настоящего времени определяет рельеф культурных событий и артефактов.
В ХХ веке Россия дважды оказывалась в ситуации глубокого разлома культурной традиции: первый раз в 1917 году, с коренными революционными преобразованиями и социальным переустройством государства вне категорий собственности и ценностей общества потребления, и второй — после распада Союза Советских Социалистических Республик, в 1990-е годы, когда стремились доказать, что советское прошлое — это отход от генеральной линии цивилизации.
Исследования культуры и искусства различных регионов Евразии в их многообразии традиций, исторических судеб, взаимовлияний, контактов представляют особую актуальность в контексте данной проблематики. Историческое прошлое этносов, связанных с горным и предгорным ландшафтами, наряду с мирным бытием, наполнено вооруженными конфликтами, одной из важных причин которых было местоположение территорий их проживания. Традиции народов Кавказа, Карпат, Балкан, Урала, Памира, Тянь-Шаня, Тибета и других при всем национальном своеобразии имеют много общих черт, обусловленных соседством территорий, сходством путей социально-экономического развития, характером становления культур и формами быта. Ценность и уникальность этих регионов в том, что и сегодня они являются источником живых, бережно хранимых традиций.
Научное осмысление состояния культуры и искусства горских народов Евразии в период социальных потрясений ХХ века, меняющийся в поколениях и отраженный в артефактах взгляд на самые разнообразные события истории, феномены искусства, возникшие в период историко-политических сломов и после них — в центре внимания конференции. Был рассмотрен следующий круг вопросов:
— традиционная культура и искусство как фактор и инструмент выживания в эпоху социальных катастроф;
— советская эпоха и этническая традиция на Кавказе — достижения и последствия;
— политтехнологи советского времени и традиционные культуры Европы и Азии;
— образы советского времени в этнической культуре Кавказского региона;
— статус и роль этнических музыкальных традиций Кавказа в культурной истории советского времени;
— музыка и традиционное искусство горских народов: этнографический и исторический аспекты;
— музыкальный фольклор горских народов в период революций и войн;
— сказительство как инструмент этнической идентификации на Кавказе;
— музыкальные инструменты и инструментальные традиции горских народов: функционирование, реконструкция, исполнительство;
— эпос как модель мира народов Кавказа;
-инструментальный эпос народов Европы и Азии;
— проблемы культуры этнических маргиналий и анклавов;
— традиционные музыкальные культуры в условиях мегаполиса;
— композиторские школы народов Кавказа: прошлое и настоящее.
Был обсужден широкий круг тем, связанных с историко-архивными аспектами изучения культуры Кавказа, с системообразующими сюжетами литературы, профессионального музыкального искусства и художественной практики, проблемами этномузыкологии, фольклористики, этнографии, филологии, искусствоведения.
Ведущим направлением конференции стало обсуждение феномена советской культурной революции в целом, культурных достижений, преобразований, в том числе их последствий.
Особая часть научной программы конференции была посвящена основоположникам национального профессионального искусства — крупным общественным деятелям, основателям композиторских школ, мастерам изобразительного искусства и литературы.
Эпоха СССР уже стала историей, и форум даст начало широкому научному обсуждению этого периода, а также исследованию возникших мифов, исторических легенд, посвященных этому важнейшему этапу в истории государства.
Проведение данного проекта направлено на выработку новых механизмов регионального культурного партнерства, укрепление культурных связей между разными цивилизациями, а также содействует миру и устойчивому развитию горских регионов.
Мероприятие было проведено в онлайн-формате.
Планируется издание сборника статей и материалов.
Председатель оргкомитета — И. В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.
Оргкомитет:
А. А. Тимошенко, кандидат искусствоведения с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ;
Д. А. Булатова, кандидат искусствоведения, с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ;
Н. В. Александрова, н.с. сектора инструментоведения РИИИ.
Руководитель проекта — М. А. Сень, н.с. сектора инструментоведения РИИИ.
Опубликовано: 14 декабря 2021 / Обновлено: 16 декабря 2021