МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > ХIV Международная научная конференция «Петербург и национальные музыкальные культуры»

ХIV Международная научная конференция «Петербург и национальные музыкальные культуры»

16–17 декабря 2024 года сектор инструментоведения Российского института истории искусств проводит ХIV Международную научную конференцию «Петербург и национальные музыкальные культуры». Основная исследовательская проблематика предстоящего симпозиума — мультикультурные ландшафты современного мегаполиса.

Приурочено ко Дню Конституции Российской Федерации.

Крупные города всегда являлись центрами притяжения. Петербург c начала своего существования вбирал в себя выходцев из разных, порой весьма отдаленных от него регионов. Ареал притяжения обусловливался историческими связями, особыми социально-экономическими условиями, удобством путей сообщения и охватывал обширные пространства различных регионов России и зарубежья. Несмотря на то что город возник на хорошо освоенной людьми территории, изначально занятой разными по языку и культуре народами — славянами, позднее русскими, водью, ижорой, карелой, финнами, — население столицы постоянно пополняли переселенцы, обживающие город и его окрестности. По подсчетам последних лет в Санкт-Петербурге проживают представители более 120 национальностей.

Современный Петербург и другие многонациональные по составу населения и культурному облику крупные города сегодня переживают активную фазу миграционных процессов. Проблема сохранения этнической идентичности, добрососедства и культурного взаимодействия в пространстве мегаполиса является весьма актуальной и в наши дни. Комплекс музыкально-этнических взаимодействий в системе культуры мегаполиса является зеркалом этих мультикультурных процессов.

В центре научных дискуссий конференции — осмысление традиционной музыки как самоценного явления мировой культуры, не утратившего актуальности в наши дни в условиях современного Петербурга — многонационального по составу населения и культурному облику мегаполиса.

К диалогу также приглашаются специалисты академического направления — те, кто открывает «русские страницы» в творчестве зарубежных деятелей музыкального искусства, прослеживая их связи с Петербургом и его культурой.

К рассмотрению предлагаются следующие темы:

— сохранение и эволюция традиционных форм музицирования в условиях городского пространства;

— традиционный обряд в городском укладе;

— география реализации потребностей этносов в городской среде;

— роль профессионализма и лидерства в поддержании творческой общности этнической группы;

— проблема маргинальных и анклавных культур в мегаполисе;

— петербургская научная школа в истории изучения национальных музыкальных культур;

— петербургский фактор в становлении и эволюции музыкальных культур регионов России и стран Евразии;

— этнические традиции мегаполиса в контексте культурной коммуникации;

— композиторские школы народов России: национальное композиторское творчество в системе общероссийской и общемировой художественных культур.

Конференция носит мультидисциплинарный характер и приглашает к участию теоретиков, историков музыки, этномузыкологов, этноорганологов, обобщает достижения филологии, этнографии, истории, используя сложившиеся в данных областях методы и подходы.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Формы участия: сообщение (10 мин.), доклад (20 мин.), демонстрация видео- и аудиоматериалов. Планируется издание материалов и статей в рамках публикаций, осуществляемых сектором инструментоведения РИИИ.

До 10 февраля 2025 года — материалы для публикации (объем до 20 000 знаков с пробелами, включая сноски и список литературы; без иллюстраций и нотных примеров), аннотация на английском языке (до 250 знаков).

Электронная почта: instrum_conf@mail.ru (с пометкой «Петербург и национальные музыкальные культуры»).

Требования к техническому оформлению текстов: формат rtf или doc (Word1997-2003), шрифт — Times New Roman, кегль 12, без форматирования и переносов, допускаются выделения только курсивом. Сноски и примечания помещаются после основного текста. Нумерованный список литературы оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Ссылки на литературу даются через двоеточие в скобках: первая цифра — порядковый номер издания в списке, вторая — номер страницы. Например — [2: 68].

Тексты, не соответствующие предложенным условиям и тематике конференции, не рассматриваются. Заявки на дополнительное техническое обеспечение принимаются по электронной почте.

 

Председатель оргкомитета — И. В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши;

Руководитель: М. А. Сень, н.с. сектора инструментоведения РИИИ;

Оргкомитет конференции:

И. А. Чудинова, с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ, кандидат искусствоведения, доктор богословия;

Д. А. Булатова, с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ, кандидат искусствоведения.


Опубликовано: 16 декабря 2024