МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Вышел в свет тринадцатый том «Музыкального Петербурга»

Вышел в свет тринадцатый том «Музыкального Петербурга»

Вышла в свет книга «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. Т. 13: XIX век. 1801–1861. Материалы к энциклопедии (Отв. ред. и составитель Н. А. Огаркова. СПб.: РИИИ, Союз композиторов Санкт-Петербурга, Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2014. 296 с.). Издание подготовлено авторским коллективом на основе исследований, осуществляемых сектором музыки РИИИ в рамках проекта «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861», поддержанного в 2009–2010 годах фондом РГНФ.

Цель авторов данного сборника — представить читателю новые материалы по истории музыкальной культуры Петербурга первой половины XIX века: письма, документы, тексты сценических произведений, рецензии и отзывы из газетной и журнальной периодики XIX века. Одни материалы публикуются впервые, другие — ранее издававшиеся, но имеющие сегодня статус раритетов, вводятся в научный оборот с необходимыми авторскими комментариями. Впервые на страницах сборника размещена информация, отражающая состояние фортепианной концертной жизни Петербурга (1830-е годы) и музыкально-театральной жизни Москвы (1806–1812). Также включены в структуру настоящего издания материалы, выполненные в жанрах энциклопедической и исследовательской статьи, в формах подробных, информативно насыщенных комментариев.

В материале Марины Долгушиной «Письма корреспондента «Северной пчелы» по поводу торжественной встречи принцессы Шарлотты Вюртембергской (великой княгини Елены Павловны)» публикуются тексты, извлеченные из журнала «Отечественные записки» (1823 год) и повествующие о торжествах, состоявшихся в Гатчине по случаю встречи великой княгини Елены Павловны, невесты великого князя Михаила Павловича. «Письма корреспондента» с подробными комментариями публикатора дают представление о характере церемонии встречи особы императорского дома, об атмосфере музыкального вечера в честь Елены Павловны, где фигурировали популярные для своего времени сценические жанры с музыкой — «romance et action» и «живые картины».

Наталия Огаркова в материале «”Жалоба” А. С. Даргомыжского и рапорт А. М. Гедеонова министру императорского двора В. Ф. Адлербергу» комментирует документы одного архивного «дела», посвященного конкретному сюжету — переписке Даргомыжского и Гедеонова с графом Адлербергом по поводу постановок опер композитора «Эсмеральда» и «Русалка», акцентируя внимание читателя на теме «композитор и власть».

В статье Марианны Константиновой «Контракты О. А. Петрова с Дирекцией императорских театров: этапы служебной карьеры» впервые публикуются документы архивного «дела» выдающегося оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова. Контракты, прошения, предписания в интересных подробностях и деталях повествуют о служебной карьере артиста русской оперы. Как начиналась сценическая деятельность Петрова, как складывались его отношения с Дирекцией императорских театров, какова специфика сложившейся в XIX веке контрактной системы? Эти и другие вопросы с разной степенью подробности рассматриваются в данной статье.

Статья Натальи Губкиной «Материалы фонда Дирекции императорских театров: к истории русско-немецких музыкальных связей XVIII — начала XX века» посвящена информативному обзору архивного фонда, материалы которого являются непременным и постоянным источником для исследователей, занимающихся историей музыкальной культуры Петербурга. История фонда, его объем, структура, степень сохранности, справочный аппарат, делопроизводственные документы — контракты, финансовые справки, списки трупп, императорские указы, рекламная продукция, международная переписка и др. как источники для исследований темы русско-немецких музыкальных и культурных контактов представлены на страницах данной статьи.

В энциклопедической статье Андрея Крюкова «Рафаил Михайлович Зотов — театральный критик» подробно освещается деятельность известного петербургского критика, писателя и переводчика первой половины XIX века. Автор создает детальный портрет интересной личности Зотова, обращая внимание на музыкально-театральные пристрастия критика, его оценки творчества музыкантов и певцов, отношение к судьбе «итальянской» и «русской» оперы в Петербурге. Документированный характер текста подтверждается подробными и точными отсылками к периодике — к газете «Северная пчела», с которой долгие годы сотрудничал Зотов, и ко  многим другим изданиям.

Статья Елены Воробьевой «Французская императорская труппа в Москве и в Петербурге (1806–1812)» посвящена биографии двух французских трупп — московской и петербургской, развернувших свою деятельность на московской территории. Автор предъявляет читателю подробные сведения о специфике репертуара — от драматического к оперному, о штатах и окладах актеров, о голосах и амплуа и др. Впервые представлен «Список опер и водевилей» из репертуара московской и петербургской французских трупп в Москве с 1806 по 1812 год.

Материал Юлии Савельевой «“Первое мая, или гулянье в Екатерингофе”, “Гулянье под Новинским”: сценарий спектакля как образец городской музыкально-театральной культуры» — первая публикация рукописных текстов двух пьес — дивертисмента-интермедии и водевиля. В текстах-сценариях фигурируют популярные формы городской музыкально-театральной жизни Петербурга: народные гулянья и домашние праздники, сцены уличного театра и трактирная музыка. Небольшие комедийного толка пьесы интересны как источник для исследования музыкальных вкусов и предпочтений обычного горожанина — петербуржца начала XIX века.

В публикации Андрея Михайлова «Инвалидные концерты в Петербурге: рецензии и отзывы» представлены материалы газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Русский инвалид», «Северная пчела», отразившие специфику такой формы концертной жизни Петербурга XIX века, как Инвалидные концерты. В статьях В. Ф. Одоевского, Ф. М. Толстого, П. С. Лебедева, анонимного автора содержатся интересные наблюдения, касающиеся организации концертов, их программ, исполнительской практики, атмосферы залов и реакции публики. Во вступительной статье и комментариях к публикациям представлена информация обобщающего и справочного характера, касающаяся структуры, репертуара, исполнительских составов Инвалидных концертов.

В материале Дмитрия Шумилина «Фортепианная музыка в концертной жизни Петербурга 1830-х годов. Хронограф» в научный обиход вводится хронологическая таблица, где систематизированы и откомментированы данные о концертах пианистов-солистов и пианистов-ансамблистов за десять лет. В «Хронографе», на основании многочисленных источников, выявлена информация о датах концертов, их устроителях, концертных площадках, именах композиторов и исполнителей, атрибутирован репертуар. В результате пользователю «Хронографа» предлагается обширный материал справочного характера и возможность для дальнейших исследований такой малоизученной области, как концертная жизнь Петербурга XIX века. «Хронограф» предваряется вступительной статьей автора, где обсуждаются вопросы специфики концертной жизни Петербурга.

Эксклюзивные материалы данного сборника извлечены из архивных фондов и библиотек РГИА, ОРК ГТБ, МГК, ГО, ОАД РНБ и ОНиЗ РНБ; из периодических изданий — «Санкт-Петербургские ведомости», «Русская старина», «Библиотека для чтения», «Исторический вестник», «Северная пчела», «Вестник Европы», «Московский вестник», «Московский телеграф», «Северный наблюдатель», «Сын отечества», «Репертуар русских и Пантеон всех европейских театров», «Музыкальный и театральный вестник», «Иллюстрация», «Отечественные записки», «Русский инвалид» и др.

В материалах сборника публикуются полностью или во фрагментах разные типы документов: рукописи контрактов, прошений, предписаний, переписка артистов и композиторов с Дирекцией императорских театров, их личные дела, афиши (Воробьева, Губкина, Константинова, Огаркова, Шумилин), рукописи текстов сценических произведений (Савельева); статьи из периодических изданий очевидцев музыкальных событий и профессиональных критиков (Долгушина, Крюков, Михайлов).

В сборнике впервые представлена систематизированная информация в виде таблиц и списков о фортепианной концертной жизни Петербурга 1830-х годов (Шумилин) и о репертуаре французских трупп Москвы и Петербурга за 1806–1812 годы (Воробьева).

Galiani


Опубликовано: 24 ноября 2014