МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Вторая международная научно-практическая конференция «Аудиальное пространство. Жест. Традиция»

Вторая международная научно-практическая конференция «Аудиальное пространство. Жест. Традиция»

18–19 декабря 2024 года сектор инструментоведения РИИИ проводит Вторую международную научно-практическую конференцию «Аудиальное пространство. Жест. Традиция».

В начале прошлого века была высказана идея, что «культуру и искусство можно рассматривать как деятельность организации пространства, а жест — образует пространство, вызывая в нем натяжение и искривляя его, или же знаменует уже реально присутствующие в нем натяжение и кривизну» (Павел Флоренский). Тогда же, акцентируя антропоцентристскую ориентацию географии как гуманитарной науки, российский ученый В. П. Семенов-Тян-Шанский формулирует динамическую систему пространственных взаимоотношений, необходимых для представления ландшафта, и впервые (за несколько десятилетий до введения в обиход понятия «soundscape» в европейской науке Р. М. Шафером) выдвигает идею о связи аудиального ландшафта с жестуальностью восприятия и телесным кинесисом (направление, движение, перемещение). В русле того же осознания многомерности и многообразия созидаемого человеком ландшафта и возможностей расширения пространственного масштаба человеческой жестуальности в связи с развитием аудиальных технологий в начале XX века возникает движение «русской звуковой утопии» (А. Аврамов, С. Гастев) и поисков особого инструментария, способного воплотить новые пространственно-акустические идеи (Л. Термен, Г. Гидони, В. Баранов-Россине, А. Чесноков, С. Майзель). В шестидесятые–семидесятые годы XX века исследовательская мысль вплотную подходит к необходимости осмысления экологии звука, которая, в свою очередь, напрямую связана с проблемой соотношения человека и аудиальной среды.

В наше время, определяемое колоссальным технологическим скачком, система ориентации человека в рамках отведенного ему природой жилища и принципов созидания культурного ландшафта претерпевает огромные изменения. Современное состояние культуры, когда виртуальное и реальное все больше теряют свои разграничительные линии, требует активного осмысления. С особой силой встает вопрос о соотношении человеческого интеллекта с интеллектом искусственным, заставляя вновь обратиться и переосмыслить звуковые утопии начала и середины ХХ века. Возникает потребность осознания всеобщности личностного начала культуры, жестуальной сущности аудиального ландшафта и значимости рукописного и аудиального жеста в традиции и культуре.

Задача конференции — консолидация усилий специалистов различных искусствоведческих специальностей на рассмотрении жестуальной сущности искусства в связи с художественным переосмыслением аудиальной среды и формированием аудиального ландшафта; осознании важности традиции и всеобщности личностного начала культуры; жестуальности созидаемого человеком аудиального ландшафта; взаимосвязи искусства рукописания и жеста в различных традициях; исследовании процессов глобальной трансформации художественных практик, приведших к новой аудиовизуальной и психосоматической бытийности искусства в наши дни.

К обсуждению предлагаются следующие вопросы:

  • пути становления аудиальных стратегий в российском и европейском искусствознании,
  • проблемы художественного переосмысления аудиальной среды,
  • хорография, хореография и рукописание как образ мира,
  • аудиальный жест и письменность,
  • поиски нового пространственно-акустического светомузыкального инструментария в XX веке,
  • аудиально-жестовый аспект современной и традиционной музыки,
  • жестуальность инструментального исполнительства и ее отражение в морфологии музыкального инструмента,
  • символизм этнической хореографии и сакральная геометрия танцевального и изобразительного искусства.

По результатам научной дискуссии планируется публикация коллективной монографии в рамках НИР Российского института истории искусств «Аудиальное пространство. Жест. Традиция».

Руководители проекта:

И. А. Чудинова, кандидат искусствоведения, доктор богословия, старший научный сотрудник РИИИ (irinachud@gmail.com),

М. А. Сень, научный сотрудник, старший специалист по научно-организационной работе РИИИ (marina_sen@mail.ru)

 

Конференция пройдет в Зеленом и Белом зале РИИИ по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5.

Формы участия (очная и онлайн): доклад (20 мин.), демонстрация видео- и аудиоматериалов.

Сроки подачи заявки и тезисов: до 15 ноября 2024 года.

Сроки подачи статей и материалов для коллективной монографии: до 15 января 2025 года.

В начале статьи приводятся фамилия, имя, отчество (полностью), название статьи, аннотация (от 700 до 1000 знаков), ключевые слова (8–10 слов) на русском и английском языках. Сноски и примечания подстрочные. Нумерованный список литературы оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Просим придерживаться ГОСТ Р 7.0.5-2008, см.: https://diss.rsl.ru/datadocs/doc_291tu.pdf.

Тексты тезисов и заявки высылать с темой письма «Аудиальное пространство. Жест. Традиция» по электронной почте: instrum_conf@mail.ru

Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов, включаемых в программу конференции. и текстов, представленных к публикации.

Командировочные расходы – за счет направляющей стороны.


Опубликовано: 18 декабря 2024