МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Ушел из жизни Аркадий Иосифович Климовицкий

Ушел из жизни Аркадий Иосифович Климовицкий

Сегодня после продолжительной болезни ушел из жизни Аркадий Иосифович Климовицкий, наш любимый Арик, солнце петербургской музыковедческой школы.

Аркадий Иосифович пришел в институт в 1971 году, странно сказать, младшим научным сотрудником… и, без сомнения, всегда был предан Науке и институту в самые разные его времена. Он был во всех смыслах человеком институтским. Сейчас это кажется удивительным, но именно в институте лежала его трудовая книжка, а профессором Санкт-Петербургской государственной Консерватории, а затем и СПбГУ Аркадий Иосифович работал по совместительству.

Если посмотреть на его фото, то бросается в глаза невероятное изящество, тонкие черты лица были ему присущи в любом возрасте, легкая улыбка, как будто обращенная куда-то в «прекрасное далеко», тонкие нервные пальцы. Несмотря на шаткость и головокружение — из-за болезни был подвержен этому в последние годы, А. И. (он был не против, чтобы его так называли) всегда был готов прийти в движение: показывать на рояле, спуститься в библиотеку, а еще чаще в Кабинет рукописей. Здесь во многом проходила его жизнь. Отсюда материалы для его исследований.

При разговоре с Аркадием Иосифовичем (по телефону тоже) всегда возникало почти физическое ощущение того, что ты находишься с ним на одной частоте, на одной волне, в резонансном состоянии, особенно если разговор шел о музыке или о детях. Феноменальный слухач, он слышал любую фальшь, он «слышал» тебя насквозь, при этом всегда находил неповторимую интонацию, которая навсегда останется в памяти.

Известно, как трудно было А. И. расстаться с рукописью, с написанной работой, партитурой, даже с библиотечной книгой, вот и в последние годы остро проявлялось стремление досказать, кардинально переделать, еще раз домыслить — мы сталкивались с этим постоянно. Можно сказать, что Аркадию Иосифовичу был чужд жанр монографии, если только она не приобретала черты специфического исследования, глубоко укорененного в рукописях, как, например, «Стравинский» (Игорь Стравинский. Инструментовка: «Песнь о блохе» М. Мусоргского. «Песнь о блохе» Л. Бетховена. СПб., 2003), «Лядов» (книга не опубликована), «Бетховен» (опубликовано частично) — поэтому осталась не воплотившейся монография о Чайковском, зато есть сборник прекрасных статей, некоторые переведены на немецкий язык. Публикация и исследование, статья-исследование — истинный, любимый формат высказывания А. И., и здесь всегда было место широте его замысла, умению поразительно выстроить сюжет, музыкально заинтриговать — на это Аркадий Иосифович был большим мастером. Нередко мы поражались широте его образования, знанию поэзии, литературы, не говоря о музыке. А как стремительно на уровне проекта «Музыкальный Петербург» он развернулся к работе с источниками, к периодике на разных языках, ходить в библиотеку, держать в руках оригиналы — это особый тип работы, и кому посчастливилось в эти минуты сидеть с ним рядом, было заметно, какой она вызывала у него азарт.

Методология Климовицкого — явление чисто петербургской школы, ни единого такта не проанализировано просто ради «двойной доминанты», многослойные, блистательно литературно написанные тексты на все времена.

Романтизм был его любимой эпохой? Так же, как и Классицизм, так же, как Прокофьев, Лядов, Чайковский, Глинка, Шуман — разные школы, имена, потому что, перефразируя поэта, Климовицкого интересовало, как «нота эта отзовется» и засияет в другом.

Сегодня снова хочется сказать про его уникальный метод анализа музыкального текста и других форм музыкального творчества как проекции разнообразных культурных контекстов, способный, как сказал бы Аркадий Иосифович, также вскрывать и механизмы, определяющие логику развития истории музыки.

Важно подчеркнуть, что Аркадий Иосифович Климовицкий — один из выдающихся отечественных музыковедов, исследователь и педагог, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Российского института истории искусств, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А.  Римского-Корсакова, Санкт-Петербургского государственного университета, член Союза композиторов России, Научного музыкального общества (Gesellschaft für Musikforschung, Kassel), Общества Рихарда Вагнера (Richard Wagner Gesellschaft, Bayreuth), Русско-немецкого общества П. И. Чайковского (Москва–Тюбинген), заслуженный деятель искусств России. Его имя, автора более ста семидесяти работ, затрагивающих широкий круг вопросов — от феноменологии и онтологии музыки, ее истории, теории, эстетики, грамматики, риторики и рецепции музыкальных текстов; исторической поэтики, механизмов, определяющих логику развития истории музыки как ингредиента европейской культуры, механизмов формирования и взаимодействия культурно-национальных традиций и музыкальной культуры в целом (взаимодействие музыки и литературы в русской и немецкой культуре) — до культурологических аспектов и психологии художественного творчества, творческого процесса композитора, исследуемого в единстве его психофизиологического, индивидуально-биографического и социально-культурного контекстов, музыкальной текстологии, источниковедения, архивистики и атрибутики, а также многочисленных публикаций, посвященных разнообразной проблематике наследия Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса, Р. Вагнера, Э. Грига, Ф. Шопена, М.  Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С.  Прокофьева, И. Стравинского, А. Шёнберга, Д. Шостаковича, современных отечественных композиторов, — широко известно в России и за рубежом.

Ушел человек блестящего ума. Не только мы осиротели, мир становится беднее без таких людей. Будем верить в мир иной, куда его душа ушла…

Г. В. Петрова

 

От Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки

 


Опубликовано: 28 сентября 2024 / Обновлено: 3 октября 2024