Семинар памяти Михаила Сергеевича Заливадного (1946–2023) (цикл «Современный светозвуковой инструментарий»)
24 июня 2024 года в Белом зале Российского института истории искусств состоялся семинар памяти Михаила Сергеевича Заливадного (1946–2023). Семинар проводился в рамках цикла «Современный светозвуковой инструментарий» совместно с Фондом поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева (Казань).
Семинар посвящен научной деятельности кандидата искусствоведения, переводчика, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Михаила Сергеевича Заливадного (1946–2023).
М. С. Заливадный является автором более 80 работ по вопросам теоретического музыкознания и смежных научных дисциплин. В 1960-е годы публикации Михаила Сергеевича, изданные в рамках материалов казанских конференций, касались главным образом вопросов «теории видимой музыки». Тема, очевидно, была задана названием первого проведенного в Казани семинара «Теория и практика видимой музыки», в котором Заливадный принял участие в январе 1967 года. С этого времени сотрудничество Михаила Сергеевича с СКБ (позже НИИ) «Прометей», наследником которого в настоящее время стал Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева, не прекращалось. Согласно архивным документам Фонда, именно М. С. Заливадный получил членский билет СКБ «Прометей» номер один.
Свои ранние исследования Михаил Сергеевич начинал, ориентируясь на собственные синестетические ощущения. В архиве ученого сохранились рисунки и цветовые партитуры к сочинениям Ф. Шопена, К. Дебюсси, А. Шенберга, А. Веберна, И. Стравинского, относящиеся к 1967–1968 годам. В 1970-х — начале 1990-х годов в работах Заливадного прослеживаются различные направления, в числе которых поиск объяснения соотношений цветовых показателей в светомузыкальных представлениях, вопросы пространственно-слуховых синестезий, музыкально-архитектурная проблематика.
С середины 1990-х годов в публикациях Заливадного появляются темы кибернетической, электронной и компьютерной музыки, а также взаимодействия графики, музыки и электроники, результатом чего явилась защищенная в 2001 году диссертация «Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности: Опыт комплексной характеристики».
В начале 2000-х годов основной областью исследований Заливадного становятся методы изучения, модели и закономерности музыкальных синестезий. Другая важная для автора тема в последние 20 лет — «Комплексная модель семантического пространства музыки».
В 2022–2023 годах Михаил Сергеевич работал над учебным пособием «Музыкально-теоретические системы». Его издание предполагается осуществить в рамках программы создания учебников (учебных пособий) для высших музыкальных учебных заведений «ПРИОРИТЕТ 2030», реализуемой Российской академией музыки имени Гнесиных.
В библиотеке Консерватории хранятся рукописи десяти переводов трудов по теории музыки, выполненных М. С. Заливадным с немецкого, французского, английского и польского языков (в том числе труды Э. Курта, Г. Римана, Я. Ксенакиса, П. Булеза, Г. Кауэлла, П. Булеза, В. Д’Энди). Последней работой ученого стал перевод книги Л. Белявского «Зонная теория времени и ее значение для музыкальной антропологии».
В семинаре приняли участие:
Тамара Игоревна Твердовская, канд. искусствоведения, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург);
Анастасия Борисовна Максимова, канд. исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета, руководитель Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева (Казань);
Светлана Витальевна Конанчук, канд. философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, вице-президент Санкт-Петербургского «Союза Искусств» (Санкт-Петербург);
Нина Александровна Николаева, канд. филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург);
Ольга Викторовна Колганова, канд. искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург);
Янина Дмитриевна Пруденко, канд. философских наук, доцент культурологии, преподаватель Школы Родченко и магистерской программы ArtTECH МИСиС (Москва);
Максим Иванович Карпец, композитор, канд. искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).
Опубликовано: 24 июня 2024 / Обновлено: 25 июня 2024