Русский / English

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Формообразующие универсалии в музыке: повторность. Антропологический и структурный аспекты»

Семинар «Формообразующие универсалии в музыке: повторность. Антропологический и структурный аспекты»

В понедельник, 27 июня, в Белом зале РИИИ сектор инструментоведения провел семинар на тему «Формообразующие универсалии в музыке: повторность. Антропологический и структурный аспекты». Это уже шестой семинар в рамках международного научного проекта «Когнитивное музыкознание».

Значимость повторности, ее проявленность на разных уровнях организации музыкального текста и отношение к ней как средству выразительности является маркером исторического стиля / традиции.

К обсуждению были предложены следующие аспекты:

— мифологические основания повторности и их отражение в музыке (архетипы и культурные коды);

— повторность как категория синкретизма;

— психофизиологические факторы повторности в творческом процессе;

— повторность / повторяемость как эстетическая проблема: мимесис, «вечный сюжет», плагиат;

— повторность как универсалия искусства;

— повторность и художественная коммуникация;

— принцип повторности в структуре музыкального текста;

— повторность как мнемонический прием;

— природа повторности: вокальное или инструментальное?;

— повторность — ритуалы древности и неоархаизация;

— повторность как фактор целостности / распада формы;

— орнаментальность и повторность — визуальное / аудиальное.

В семинаре приняли участие ученые из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Китая.

Семинар проведен в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 110-летию РИИИ.

ПРОГРАММА

15.00 Открытие семинара

Регламента выступления 20 минут

Олег Николаевич Таганов, кандидат искусствоведения, доцент, докторант НИЦ МИМ при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, член Национального союза композиторов Украины, член Союза композиторов России (Николаев, Украина). — О категориально-онтологических основаниях повторности в музыкальном мышлении

Александр Борисович Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Повторность в колокольных звонах как основа звукосозерцания

Татьяна Викторовна Карташова, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. — Цикличность как ведущий структурный параметр музыкальных композиций в культурах Южной и Юго-Восточной Азии

Игорь Владимирович Соловьев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. — Семиотические категории повторности в обрядово-звуковом воплощении саамской традиции

Елена Сергеевна Таникова, этномузыковед, начальник отдела культурно-образовательных программ РИИИ. — Цикличность в ритуальных наигрышах на марийских кусле

Татьяна Николаевна Анкуда, аспирантка сектора инструментоведения РИИИ (Минск, Беларусь). — Теория вариантности И. Земцовского и теория множества И. Мациевского в художественной практике традиционных инструменталистов Смоленщины (на материалах полевых исследований)

Валерия Николаевна Дарда, кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. — Формообразующая функция повторности в современном композиторском творчестве (на примере произведений Владислава Панченко)

Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Феномен репетитивности в традиционной и современной культуре: сравнительно-типологические параллели и пересечения

Ван Дунпин, искусствовед, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Техника репетитивности в контексте американского музыкального театра эпохи постминимализма. На примере оперы Джона Адамса «Смерть Клингхоффера»

Татьяна Валерьевна Харламова, кандидат искусствоведения, преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан, Казахстан). — Проявление жанрового архетипа кюя в формообразовании произведений композиторов Казахстана

Марианна Александровна Останькович, преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан, Казахстан). — Культурный код и его формообразующая роль в цикле «Звуки души» для голоса и аудиозаписи казахстанского композитора Марианны Останькович

Дмитрий Валерьевич Останькович, доцент Казахского национального университета искусств (Нур-Султан, Казахстан). — Повторность как универсалия искусства. Вариации на тему К. Г. Грауна казахстанского композитора Дмитрия Останьковича