Семинар «Этноорганология Волго-Уралья. К 95-летию со дня рождения М. Н. Нигмедзянова и 90-летию со дня рождения Р. Ф. Зелинского»
26 ноября в Зеленом зале РИИИ состоялся пятый семинар цикла «Вопросы истории и методологии инструментоведения», который охватывает проблемы изучения этнических инструментальных традиций Волго-Уральского региона и посвящен юбилеям выдающихся ученых М. Н. Нигмедзянова (1930–2020) и Р. Ф. Зелинского (1935–2013).
Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии ТАССР имени Габдуллы Тукая Махмут Нигмедзянович Нигмедзянов — один из крупнейших исследователей традиционной татарской музыкальной культуры, внесший серьезный вклад в изучение как песенного, так и инструментального искусства татар. Являясь выдающимся собирателем татарской народной музыки, он записал более 4000 образцов песенного творчества и инструментальных наигрышей разных этнографических групп татар, проживающих в Татарской, Башкирской, Чувашской, Мордовской, Марийской АССР, Горьковской, Саратовской, Пензенской, Астраханской, Волгоградской, Кировской, Тюменской областях России, из них более 700 вошло в три издания татарских народных песен (1970, 1976, 1984). Диссертация ученого «Музыкально-стилевые особенности традиционной народной песни татар Среднего Поволжья: музыкально-этнографическое исследование», защищенная в 1973 году в Ленинградском государственном институте театра музыки и кино, легла в основу его фундаментального исследования «Народные песни волжских татар» (1982). Глубокие знания традиционной инструментальной культуры не только как полевика-исследователя, но и музыканта-мультиинструменталиста, владеющего игрой на разных видах гармоник, гуслях, балалайке и других музыкальных инструментах, нашли отражение в статье «Татарские народные музыкальные инструменты» (Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973).
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Карелия Роман Федорович Зелинский — этноинструментовед и композитор, видный исследователь башкирской инструментальной культуры. В 1977 году под научным руководством И. В. Мациевского им была написана и защищена диссертация «Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев», где он впервые на высокий научный уровень поднял проблему транскрипции протяженных звуков в башкирских инструментальных композициях, в 2006 году — докторская диссертация «Башкирская народная инструментальная музыка (проблемы формирования традиционного стиля)». За годы его педагогической деятельности в Финно-угорской музыкальной академии (позднее — кафедре музыки финно-угорских народов) Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова им были воспитаны десятки специалистов по разным национальным музыкальным, в том числе инструментальным, культурам — мари, мордовской, удмуртской, коми и др. Композиторское творчество мастера питалось образами карельского и башкирского народного творчества: среди его сочинений — Симфония № 3 «Симфоническая повесть о Вейнямёйнене» (1983), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра на слова 42-й руны карело-финского эпоса «Калевала» «Заговор Лоухи» (1984, изд. Л., 1988), руническая оратория «Калевала» для чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра на слова карело-финского эпоса (1990), обработка для фортепиано башкирского народного наигрыша «Кара-юрга» («Вороной иноходец») и мн. др.
ПРОГРАММА
Ведущая: Д. А. Булатова
Мациевский Игорь Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Вступительное слово
Альмеева Наиля Юнисовна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Татарский песенный фольклор в научных трудах М. Н. Нигмедзянова
Яковлев Валерий Иванович, доктор исторических наук, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (Казань, Республика Татарстан). — М. Н. Нигмедзянов — выдающийся исследователь татарской музыкальной культуры
Булатова Динара Айдаровна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Вклад М. Н. Нигмедзянова в этноорганологию Волго-Уралья
Никаноров Александр Борисович, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Мой научный руководитель и старший коллега Роман Федорович Зелинский (штрихи к портрету)
Пчеловодова Ирина Вячеславовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского института Уральского отделения РАН (Ижевск, Удмуртия). — Р. Ф. Зелинский — педагог, научный руководитель, исследователь
Зелинская Анастасия Романовна, музыкант-исполнитель (флейта), доцент Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (Петрозаводск, Карелия). — Композиторское наследие Р. Ф. Зелинского
Синцова Светлана Володаровна, музыкант-исполнитель, Заслуженный деятель искусств Республики Карелия, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (Петрозаводск, Карелия). — Композиторское творчество Р. Ф. Зелинского в контексте музыкального искусства Карелии
Опубликовано: 26 ноября 2025