МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Драматургический цикл Клима «8 из числа 7», или «7 дней с Идиотом» (Ненаписанные главы из романа Ф. М. Достоевского «Идиот») и его сценические реализации»

Семинар «Драматургический цикл Клима «8 из числа 7», или «7 дней с Идиотом» (Ненаписанные главы из романа Ф. М. Достоевского «Идиот») и его сценические реализации»

В среду, 24 ноября, в РИИИ прошел семинар «Драматургический цикл Клима «8 из числа 7», или «7 дней с Идиотом» (Ненаписанные главы из романа Ф. М. Достоевского «Идиот») и его сценические реализации» (цикл «Актуальные проблемы современного художественного процесса»). Ведущий — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ И. Вдовенко.

С 2001 по 2004 год по заказу В. Троицкого (режиссера и руководителя киевского театрального центра ДАХ) Климом были написаны 7 пьес по роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Изначальная идея заключалась в том, чтобы представить «Идиота» в качестве мистериального проекта, идущего неделю (7 дней творения). Отсюда первое название цикла — «Семь дней с Идиотом», в дальнейшем — после прибавления «дополнительной», восьмой пьесы — измененное на (содержащее отсылку к тексту Апокалипсиса) «8 из числа 7».

Принцип построения цикла изначально был обозначен самим Климом как «евангелический» («евангелие от Мышкина, Рогожина, Настасьи Филипповны, Тоцкого и т. д.»). При этом, поскольку все герои романа в той или иной степени (в рамках цикла) оказываются соотнесены с библейскими персонажами, сам этот принцип не кажется искусственным или навязанным тексту. Персонажи пьес цикла существуют как минимум в двух пластах: библейском и связанном с сюжетом романа. Одновременно все они также и наши современники, разговаривающие с залом напрямую. Сюжеты (и места действия пьес) хотя и соотнесены с романом, но не непосредственно, а в качестве дополнений (между описанных в романе сцен, после основного действия или до его начала).

В период с 2002 по 2006 год В. Троицкий ставит в ДАХе пять спектаклей по пьесам цикла под общим названием «Семь дней с Идиотом», или «Несуществующие главы из романа Ф. Достоевского «Идиот»»:

день первый — «Оно.. Он… Я…», или «Печальный спектакль» (актриса — Елена Лесникова);

день второй — «Толкователь Апокалипсиса» (актеры — Анатолий Черков, Алексей Ильюченко);

день третий — «Я… Она… Они… Он…», или «Падший ангел» (актриса — Татьяна Василенко);

день четвертый — «Бес-сон-Ницца» (актеры — Татьяна Василенко, Анатолий Черков);

день восьмой — «Идиот» (актер — Дмитрий Ярошенко).

В 2008 году Клим возвращается к циклу и дописывает к нему Предисловие и два послесловия, чем, по его собственным словам, «превращает его в учебник», адресованный актерам драматического театра.

В 2011 году Клим уезжает из Киева в Москву по приглашению Э. Боякова в театр «Практика» для проведения годичного тренинга-семинара. Итогом этого семинара становится организация группы — или, как говорит сам Клим, «кружка», занимающегося вначале в центре Открытый мир и в дальнейшем практически в полном составе перешедшего в ЦДР (куда Клим приходит в 2014 году в качестве режиссера, выигравшего конкурс Департамента культуры Москвы, одновременно с Юханановым и Серебряниковым).

Три премьеры Клима по пьесам цикла в ЦДР в 2015–2016 годах оказываются сыграны тремя бывшими «кружковцами». Это Петр Куликов (философ, тренер по каларипаятту) — «Идиот», Степан Мощенко (психолог, психоаналитик) — «Ветеран» и Кристина Лобаева (театровед) — «Падший ангел» (в настоящий момент снят с репертуара).

В истории с Открытым миром любопытен еще один момент. Помимо троих, выпустивших моноспектакли с ЦДР, до финала (то есть до фактического окончания работы) дошел еще один «кружковец» — Алексей Райт, который не пошел с Климом в ЦДР, а уехал обратно к себе домой на Украину, где в Харькове основал театр под названием МДТ (Молодежный драматический театр). В Открытом мире он репетировал и играл две пьесы — «Ветерана» и «Злой спектакль». После возвращения не просто продолжил играть их, но и в качестве режиссера поставил еще 4 спектакля цикла. И в настоящий момент МДТ является театром, в котором можно посмотреть подряд сразу шесть спектаклей по пьесам Клима из цикла по «Идиоту»:

день первый — «У источника вод в пустыне» («Петербург») (актриса — Екатерина Леонова);

день второй — «Мой убийца Рогожин» («Падший ангел») (актриса — Наталья Дяденко);

день третий — «Аглая» (актриса — Анастасия Колесникова);

день четвертый — «Злой спектакль» (актер — Алексей Райт);

день пятый — «Толкователь Апокалипсиса» (актер —Тимур Громыка;

день шестой — «Ветеран» (актер — Алексей Райт).

Кроме Москвы, Киева и Харькова, спектакли по отдельным пьесам цикла шли и в других городах (и даже странах). Здесь, конечно, особого упоминания заслуживает деятельность режиссера Алексея Янковского (вообще во многом направленная на популяризацию драматургии Клима). Начиная с 2003 года он поставил пять пьес цикла (причем три из них дважды — в разных театрах и с разными актерами):

— «Печальный спектакль» (под названием «Звезда моя Аделаида») в петербургском «Таком Театре» с Ириной Полянской в 2003 году, и в собственной Театральной мастерской «АСБ» (так же в Санкт-Петербурге) с Анной Прохоровой в 2019-м.

— «Падший ангел» в омском «Пятом театре» с Марией Долганевой в 2004-м.

— «Толкователь Апокалипсиса» в «АСБ» с Леонидом Осокиным в 2005-м, и в московском ЦДР с Алексеем Багдасаровым в 2008-м.

— «Злой спектакль» в «АСБ» с Татьяной Бондаревой в 2009 году.

— «Петербург» (под названием «Идущая за предел») в хельсинкском театре «ZA» с Еленой Спириной в 2014-м и (под названием «Нежный возраст или странная история моей любви») в «АСБ» с Натальей Свешниковой в 2017 году.

В настоящий момент (с 11 ноября по 4 декабря 2021 года) А. Янковским анонсировано проведение на разных площадках Санкт-Петербурга театральной лаборатории «8 из числа 7», посвященной 200-летию Достоевского, в рамках которой должны быть представлены все пьесы, входящие в цикл (включая предисловия и послесловия). Восемь пьес должны пройти в формате читок («Вступительная речь», «Печальный спектакль», «Идиот», «Падший ангел», «Ветеран», «Бес-Сон-Ниццы», «Сон-Дознание-Жизнь», «Послесловие»). И четыре в формате спектаклей: «Звезда моя, Аделаида…» (актеры — Анна Прохорова и Иван Никитин), «Нежный возраст» (актриса — Наталья Свешникова), «Злой спектакль» (актриса — Татьяна Мариничева) и «Толкователь Апокалипсиса» (актер — Алексей Багдасаров).

За 20 лет, прошедших с появления первых пьес цикла, помимо попыток реализовать цикл целиком, было так же много спектаклей по этим пьесам, вышедших в разные годы в разных театрах в качестве отдельных работ. Особого упоминания здесь заслуживают:

— «Она — я — не я и она» (Петербург). Театр Особняк. Санкт-Петербург. 2003. Режиссер — Алексей Слюсарчук, актриса – Татьяна Кузнецова.

— «Аглая» (Печальный спектакль). ШДИ, лаборатория В. Берзина. Москва. 2009. Режиссер — Владимир Берзин, актриса — Ольга Хорева.

— «Падший ангел». Независимый театр «Новая сцена-2», Белгород, 2010. Режиссер — Оксана Погребняк.

— «Аглая» (Печальный спектакль). Тильзит-Театр, 2012. Режиссер — Г. П. Кудренко, актриса — Анастасия Константинова.

— «Толкователь Апокалипсиса». Театр-лаборатория VIE. Запорожье, 2013. Режиссер — Виктор Попов, актер — Павел Неброев.

— «Злой спектакль». ТЮЗ «Дилижанс», Тольятти, 2015. Режиссер-постановщик, актер — Петр Зубарев.

— «Идиот. Финал» (Ф. Достоевский, Клим). Театр «ЛЕВЕНДАЛЬ», Санкт-Петербург. 2019. Инсценировка, режиссура — Искандер Сакаев. (В тексте воспроизводятся фрагменты романа Ф. М. Достоевского и отрывки из пьес КЛИМА.) Актеры — Денис Авхаренко, Ранис Ахметгареев, Наталья Свешникова, Анастасия Воронина, Анна Бухарская.

В рамках настоящего семинара шел разговор как о самих пьесах (их структуре, подтекстах, отношениях с романом), так и о некоторых спектаклях, поставленных по ним. Ведущий и основной докладчик — ст.н.с. РИИИ И. Вдовенко, приглашенные гости — режиссеры А. Янковский и И. Сакаев, участники лаборатории «8 из числа 7».

В качестве иллюстрации к анонсу использована фотография со страницы лаборатории в FB (фотограф Варвара Баскова-Карпова).


Опубликовано: 24 ноября 2021