Семинар «Аудиальное пространство, жест и слово в литургическом искусстве»
В среду, 5 октября 2022 года, в Белом зале Российского института истории искусств в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 110-летию РИИИ, прошел научно-исследовательский семинар «Аудиальное пространство, жест и слово в литургическом искусстве».
Семинар открывает цикл научных дискуссий, посвященных поискам, открытиям и новым методам в литургическом искусствознании. В форме лекций-докладов были представлены два научно-исследовательских проекта, проводимых в Российском институте истории искусств и Санкт-Петербургской государственной консерватории в настоящее время, затем состоялась свободная дискуссия по заявленным темам.
Лекции-доклады
Чудинова Ирина Анатольевна, кандидат искусствоведения, доктор богословия (PhD), старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ
«Воздеяние рук» и звучащее слово в византийском литургическом искусстве
В докладе речь шла об основных принципах жестуальности византийского литургического искусства, основанных на соотнесенности произнесения и слушания слова. На материале византийской уставной письменности, свидетельств певческого искусства, церковной иконографии и гимнографии был рассмотрен важнейший компонент литургической речи: жест руки, соединенный со звучным произнесением слова в контексте всей аудиально-жестовой системы богослужебного пространства православного храма.
Егорова Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, главный научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова.
Давиденкова-Хмара Екатерина Шандоровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровки и общего курса композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Древнерусские роспевы и звуковое пространство соловецкого Спасо-Преображенского собора sub specie hierotopiae
В докладе были представлены результаты полевых исследований, осуществленных рабочей группой Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова в 2021–2022 годах в рамках научного проекта Санкт-Петербургской консерватории «Звуковое пространство соловецкого Спасо-Преображенского собора и монастырская певческая традиция: музыкальная икона locus sacrus». Методологическим фундаментом исследования является иеротопический подход, основанный на междисциплинарном изучении конкретного сакрального пространства в его целостности. Целью проекта является комплексное изучение уникального интерьера Преображенского собора Соловецкого монастыря с точки зрения специфики его акустических характеристик в контексте истории певческой традиции обители XVI–начала XVIII века, соловецкой богослужебной практики и художественной организации музыкально-поэтических текстов, посвященных Преображению Господню и соловецким святым. Живое исполнение песнопений разных певческих стилей (одноголосных знаменного, большого, путевого, строчного многоголосия и партесных гармонизаций) в пространстве храма, бытование разных роспевов в литургическом обиходе монастыря по аутентичным нотированным рукописям XVII–начала XVIII века, взаимодействие музыкальной формы с акустическими возможностями пространства осмыслены в докладе в аспекте создания иконичного по своей сути звукового образа locus sacrus.
Опубликовано: 5 октября 2022