Поздравляем Виталия Фёдоровича Познина с юбилеем!
Виталий Фёдорович — заведующий сектором кино и телевидения Российского института истории искусств, ведущий научный сотрудник, доктор искусствоведения, ученый, автор более чем 150 научных трудов, чьи работы вошли в библиотеки высших учебных заведений России как обязательные для студентов разных специальностей в области киноискусства, телевидения и медиа. Его исследования истории и теории отечественного и зарубежного кино заняли достойное место в научном фонде страны и активно используются в непрерывном процессе осмысления экранных искусств и медиа.
Виталий Фёдорович Познин окончил в 1963 году Таганрогский государственный педагогический институт по специальности преподаватель русского языка и литературы, английского языка; в 1972 году — Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности кинооператор-журналист. В качестве режиссера, сценариста, оператора участвовал в создании более 30 научно-популярных, документальных и учебных фильмов на «Леннаучфильме», был собственным корреспондентом газеты «Советская культура» по Ленинграду и Северо-Западу РФ. Статьи Виталия Фёдоровича Познина публиковались в газетах «Советская культура», «Советская Россия», «Санкт-Петербургские ведомости», «Утро Петербурга» и др. Член Союза журналистов с 1986 года. С 1986 по 1996 год работает заместителем директора Кинодепартамента мэрии Санкт-Петербурга.
Более четверти века Виталий Фёдорович посвятил преподаванию на факультете журналистики СПбГУ, ведению мастерских в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и Государственном университете профсоюзов, подготовил плеяду благодарных практиков и исследователей, занявших достойное место в кино- телеиндустрии и отечественном искусствоведении.
Диапазон научных интересов Виталий Фёдоровича весьма обширен — и коммуникации медиа в сети Интернет, и проблематика теории киноискусства, и история еще не отрефлексированных аспектов отечественного кинематографа. Среди самых востребованных его трудов можно назвать монографии: «Экранное пространство и время. Структурно-типологический и перцептуальный аспекты» (2021), принесшая автору звание Лауреата Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области киноведения и кинокритики в номинации «Теория искусства экрана»; «Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество» (2006); учебные пособия: «От пиктограммы до Интернета: краткий очерк развития средств информации и коммуникации» (2008), «Работа в творческих студиях над произведениями различных жанров» (2018), «Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика» (2025) и многие другие.
Возглавляя сектор кино и телевидения Российского института истории искусств, Виталий Фёдорович является неутомимым организатором исследований, в центре которых — история крупнейшей студии нашей страны «Ленфильма». Под чутким руководством Виталия Фёдоровича сектор кино и телевидения выпустил целый ряд коллективных монографий, среди которых: «“Ленфильм”: Время перемен (1980–1990)» (2023, приз в номинации «История отечественного кино» от Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России), «Проблемы жанрообразования в современном экранном искусстве: культурная глобализация и национальный менталитет» (2023). Он активно откликается на современный кинопроцесс в семинарской деятельности, участвует в советах по защитам и квалификационных комиссиях, осуществляет научное руководство аспирантами и соискателями.
Виталий Фёдорович обладает бесценными качествами мудрого дружелюбного наставничества, чистым художественным слогом, потрясающей работоспособностью, чутьем к актуальному и оптимистичному взгляду. Не перечислить всех достоинств и заслуг юбиляра в опасении что-либо упустить — настолько богата и талантлива его натура!
Дорогой Виталий Фёдорович, сердечно поздравляем Вас с юбилеем, желаем здоровья, сил и новых открытий! Радуйте нас новыми книгами, статьями, докладами и просто своим присутствием и светом. Многая лета!
Опубликовано: 31 марта 2025