Открытая лекция И. Д. Чечота «“Историзм” и “современность” в искусстве XX века. Вернер Пейнер и Эмиль Фаренкамп на службе у Германа Геринга»
В среду 23 апреля в 14.00 в Белом зале РИИИ состоялась открытая лекция для аспирантов старшего научного сотрудника РИИИ, кандидата искусствоведения И. Д. Чечота.
Предметом лекции будет проблема понимания «истористских» концептов периода модернизма, особенно в тех случаях, когда современное и ретроспективное имеют тенденцию к взаимоотождествлению. Речь пойдет о «реставрации» города Кроненбурга (Германия, Эйфель, 1931), о здании Школы живописи имени Г. Геринга в этом городе, о творчестве живописца Вернера Пейнера(1897–1984) и архитектора Эмиля Фаренкампа (1885–1966). Пейнер является одним из ярких представителей изобразительного искусства Германии после 1933 г. Это автор картин, панно, гобеленов на исторические темы, имеющих декоративный характер. Художник возглавил специальную художественную школу в Кроненберге, здание которой построил выдающийся архитектор XX в. Э. Фаренкамп (1937–1938). В отличие от Пейнера, который почти не менялся, Фаренкамп был многолик как художник. Он известен как один из архитекторов «стиля баухаус» (Шелл-хаус в Берлине, 1931–1932), но им же создана школа в Кроненбурге. Оба деятеля искусства продолжали работать и после 1945 г. Пейнер отреставрировал замок Хаус Форст (между Кельном и Дюссельдорфом), в котором по сей день сохраняется вся обстановка его времени и хранится наследие мастера. В начале года докладчику удалось посетить Кроненбург и Хаус Форст, проведя в этих местах три дня. Главным результатом поездки явилось впечатление/переживание единства исторического и современного, а также ряд вопросов, с которыми докладчик хотел бы познакомить слушателей. Среди них такие вопросы: 1. Как опознается (кем, когда и зачем) современное происхождение отреставрированных элементов? 2. Что такое «оригинальные» элементы? Какова степень и сущность их «оригинальности»? 3. Серьезность и несерьезность (иллюстративность, пародийность, юмор, инфантилизм) в пространстве Кроненбурга, в интерьерах Хаус Форст. 4. Национальное, региональное и общее («средневековое», «европейское», «культурническое», «китчевое») в картине Кроненбурга и в творчестве Пейнера. 5. Чем так раздражает наследие Пейнера современных критиков? «Национал-социализмом» (его чисто политические символы отсутствуют!), «буржуазным китчем» или чем-то иным – сходством употребляемых средств с пародийными практиками современности?
Опубликовано: 23 апреля 2014 / Обновлено: 19 мая 2014