Открытая лекция А. Ю. Ряпосова «Способы существования актера в сценической роли»
3 декабря в 16.40 в Белом зале РИИИ пройдет открытая лекция доктора искусствоведения, заведующего сектором источниковедения А. Ю. Ряпосова «Способы существования актера в сценической роли» (Цикл семинаров «Задачи и методы изучения искусств»).
Среди составляющих сценической поэтики спектакля (сценический сюжет и его строение, сценография, драматургия спектакля, жанр спектакля и др.) наиболее сложной представляется такая компонента сценической поэтики, как способ существования актера. Наиболее известным широкому кругу неспециалистов способом существования актера является проживание роли в рамках системы К. С. Станиславского, правдивое воспроизведение актером чувств и эмоций играемого персонажа. Антиподом этой системы является французская актерская школа (Парижская консерватория и театр «Комеди Франсез») и имитация чувств и эмоций играемого персонажа как способ существования актера. Если подойти к изучению театра с точки зрения его более чем 25-вековой истории, то наиболее широко распространенным способом существования актера является игра в маске (маски древнегреческого театра, маски commedia dell’arte, маски театра Кабуки, маски Пекинской оперы или Сычуаньской оперы, маски харáктерности и др.). Отдельного разговора заслуживают маски в театре В. Э. Мейерхольда и в театре А. Я. Таирова, а также социальные маски (например, в театре М. Захарова) и маска как постоянный образ актера (например, маски в театре А. Эфроса или маска М. Боярского). В качестве завершения разговора о способах существования актера имеет смысл остановиться на игровом театре Е. Б. Вахтангова и актерской концепции эпического театра Б. Брехта (теория социальных ролей).
Опубликовано: 3 декабря 2024