МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научный семинар «Открытая форма в традиционном и современном искусстве»

Научный семинар «Открытая форма в традиционном и современном искусстве»

30 июня в Белом зале РИИИ сектор инструментоведения провел семинар «Открытая форма в традиционном и современном искусстве» (цикл «Когнитивное музыкознание»)

Понятие «открытой формы» считается одной из данностей теории искусства ХХ столетия, зафиксировавшей появление произведений, имеющих в основе своей концепции открытость, незавершенность, множественность интерпретаций (Г. Вельфлин, К. Закс, Х. Л. Борхес, М. Павич, У. Эко, Ю. Кон, К. Штокхаузен, П. Булез, Дж. Кейдж, Э. Денисов, Р. Хаубеншток-Рамати и др.).

Стремление к завершенности, фиксации основных «точек» каркаса художественной формы — начала–середины–конца (по Аристотелю) — одно из свойств человеческого мышления — вступает в противоречие с потребностью сознания в бесконечности бытия, пребыванию в вечности. Не случайно столь отличны концепции времени исторического и циклического в современной и традиционной культурах. Примечательно то, что о феномене открытости стали говорить именно в ХХ столетии, с изменением концепции пространства-времени.

Участникам семинара предлагается обсудить разные концепции «открытости» произведения в традиционном, академическом и современном искусстве с точки зрения психологии восприятия художественного произведения и средства его воплощения в произведениях искусства, рецепции этого понятия в контексте разных музыковедческих и, шире — гуманитарных дисциплин: теория искусства, когнитивное искусствознание, психология творчества, этномузыкознание, история, теория и практика исполнительства и т. д.

 

ПРОГРАММА

Ведущая А. А. Тимошенко

Олег Николаевич Таганов, кандидат искусствоведения, доцент, докторант НИЦ МИМ при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Национального союза композиторов Украины, член Союза композиторов России (Николаев, Украина). — Суперпозиция творчества в открытых формах

Татьяна Викторовна Карташова, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (Саратов, Россия). — Анибаддха, или «открытые формы» в индийской классической и «полуклассической» музыке

Игорь Владимирович Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Традиционная композиция как открытое множество

Александр Борисович Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Открытая форма колокольных звонов как основа музыкально-инструментального мышления

Динара Айдаровна Булатова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Виды мобильности в формообразовании традиционной инструментальной музыки (на примере татарского скрипичного искусства)

Виктор Дмитриевич Карташов, кандидат искусствоведения, профессор кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (Саратов, Россия). — Фантазия Д. Карташова для ф-но и струнного оркестра «Insomnia caetera»: звуковой ландшафт «организованной свободы»

Валерия Николаевна Дарда, кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Санкт-Петербург). — Художественная открытость в музыкальных спектаклях Владислава Панченко: от традиционного к современному

Лои Чжао, аспирантка сектора инструментоведения Российского института истории искусств (КНР). — Эстетика открытости в фортепианном цикле Тан Дуна «Воспоминание о восьми акварелях»

Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Концепт «открытости» в искусствознании и музыкально-художественной практике

 

Оргкомитет

Научный руководитель проекта:

Мациевский Игорь Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором инструментоведения РИИИ;

Тимошенко Алиса Анатольевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ.


Опубликовано: 30 июня 2025