Научная конференция «Науки о музыке — жизнь и развитие идей. К 100-летию музыковедческого образования в России»
С 5 по 7 июня 2023 года в Российском институте истории искусств прошла научная конференция «Науки о музыке — жизнь и развитие идей. К 100-летию музыковедческого образования в России».
К первому десятилетию ХХ века сформировался обширный корпус научных дисциплин, посвященных музыке, и обозначилась потребность в музыкантах — педагогах, ученых и музыкальных деятелях, способных этот корпус охватить и развивать. Новая музыкально-образовательная специализация — Musikwissenschaft — впервые включена в круг университетских дисциплин в Германии в 1918 году. В России эта тенденция обозначилась почти синхронно сначала в петербургском (Зубовском) Институте истории искусств, где ориентированный на музыковедческое образование Музыкальный разряд, укомплектованный профессурой и оснащенный только что написанными программами, открылся в 1920 году. В 1922–1923–1924 годах коллективы педагогов, сформулировавших новые цели и разработавших программы музыковедческого образования, утверждаются в Московской и Петроградской консерваториях. В Петрограде главной движущей силой этого направления был Б.В. Асафьев, в Москве — Б.Л. Яворский.
Некоторое время назад Михаил Александрович Сапонов предложил отметить эту не совсем определенную, но важную дату — 100-летие музыковедческого образования в России. В нашей конференции тема истории музыковедческого образования естественно дополняется размышлениями о том, на каком уровне понимания музыки мы сейчас находимся и каковы ближайшие и необходимейшие вопросы, от решения которых будет зависеть его развитие. Одна из секций конференции посвящена памяти ведущего научного сотрудника РИИИ Людмилы Григорьевны Ковнацкой.
В программу конференции также включен специальный день, посвященный юбилею нашего ведущего специалиста в области изучения древнерусской музыки Натальи Семеновны Серегиной.
Несколько предложенных тем:
— Из истории музыковедческого образования в России: школы, концепции, этапы, достижения.
— Наши любимые учителя.
— Музыковед в России, Европе, Соединенных штатах: сходство и различия профессиональных установок и требований.
— Музыкальная эстетика в качестве современной проблемы.
— Музыкознание в кругу наук и искусств: пограничные области и новые ракурсы.
— Новое в понимании принципов единства языков Искусства и коммуникации (слово, жест, интонация, число).
— Композиция, теория и теория музыкальной композиции в контексте современных представлений об искусстве.
— «Сияет книга в золотом уборе, / Лучами упираясь в небосвод…» К юбилею ведущего научного сотрудника РИИИ, доктора искусствоведения Н. С. Серегиной.
Формат конференции — смешанный.
Заседания прошли в Зеленом зале РИИИ. Трансляция отдельных секций конференций проводилась в социальной сети ВКонтакте на официальной странице Российского института истории искусств.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
5 июня, понедельник
11.00. Наумович Степан Борисович. — Как начинался и как продолжается XXI век в немецком музыкознании и музыковедческом образовании
11.30. Катонова Наталья Юрьевна. — Музыкознание в контексте современной исторической науки: нелинейные связи, проблемы и возможные пути взаимодействия
12.00. Бадалов Олег Павлович. — Евгений Богословский как один из пионеров российской музыкальной науки
12.30. Купец Любовь Абрамовна. — Новая концепция русской музыки ХХ века в постсоветской России конца 1990-х
13.00. Букина Татьяна Вадимовна. — Феномен «историзации» мышления в отечественном музыкознании 1920-х годов на примере Б. В. Асафьева и его школы
13.30. Макаловская Ирина Геннадьевна. — Проблемы и перспективы анализа ненотированных элементов современной музыки
14.00–15.00 Обеденный перерыв
Посвящается Людмиле Григорьевне Ковнацкой
15.00. Катонова Наталья Юрьевна. — Ближний круг: кафедра музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории
15.20. Брагинская Наталия Александровна. — Людмила Григорьевна Ковнацкая на маршрутах Международного музыковедческого общества (IMS)
15.40. Брагинский Дмитрий Юрьевич. — Спорт в жизни и творчестве профессора Людмилы Григорьевны Ковнацкой
16.00. Дигонская Ольга Георгиевна, Миллер Лариса Алексеевна. — Людмила Григорьевна Ковнацкая и Шостакович. Работа на «Хроникой ДДШ»
Круглый стол с участием учеников, коллег и друзей Л. Г. Ковнацкой. Участники круглого стола: А. И. Климовицкий, Г. В. Ковалевский, Г. В. Копытова, И. В. Мациевский, А. Б. Никаноров, Г. В. Петрова, А. Л. Порфирьева, И. Г. Райскин, О. А. Скорбященская, С. Э. Таирова, И. Д. Чечот, Л. И. Чиркова, И. А. Чудинова.
6 июня, вторник
11.00. Эрденечимэг Лусаннов. — Связь музыки и природы в монгольской традиции
11.30. Векслер Юлия Сергеевна. — Александр Веприк и становление консерваторского образования в Советской России
12.00. Князева Жанна Викторовна. — Жак Гандшин о музыковедческом образовании в России и Швейцарии
12.30. Цареградская Татьяна Владимировна. — Еще раз об экфрасисе: sister arts как источник новейшей музыки
13.00. Луцкер Павел Валерьевич, Сусидко Ирина Петровна. — Итальянская опера как зеркало музыковедения ХХ века
13.30. Порфирьева Анна Леонидовна. — Композитор как учитель музыковедения
14.00–15.00. Обеденный перерыв
15.00. Шумилин Дмитрий Анатольевич. — За гранью звука
15.30. Райскин Иосиф Генрихович. — От журналистики к музыкальной науке. Становление музыкознания в России. Русский путь
16.00. Ковалевский Георгий Викторович. — Первые русские монографии о музыке: Улыбышев VS Ленц
16.30. Кириллина Лариса Валентиновна. — Ю. Н. Холопов — учитель и исследователь
17.00. Петрова Галина Владимировна. — Некоторые аспекты изучения Малера в России и за рубежом
17.30. Майер Франц Михаэль. — Очерк истории музыковедения в Германии
7 июня, среда
11.00. Сухорукова Ирина Игоревна. — Репертуар Марка-Андре Амлена как неортодоксальный путь
11.30. Николаев Александр Александрович. — Гитарист-педагог, как музыковед. Исторический опыт
12.00. Александрова Василиса Александровна. — Работа П. А. Ламма и Б. В. Асафьева над сочинениями М. П. Мусоргского в зеркале европейской музыкальной прессы 1928‒1931 годов
12.30. Тетерина Надежда Ивановна. — Первоначальный вариант оркестровки «Сцены в келье Чудова монастыря» М. П. Мусоргского. К проблеме научной реконструкции нотных автографов русских композиторов
13.00–19.00 «Голубиная книга» как текст культуры. Посвящается юбилею Натальи Семёновны Серегиной
Опубликовано: 5 июня 2023 / Обновлено: 13 июня 2023