Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «“Gesamtkunstwerk”: романтическая идея синтеза искусств и формы ее воплощения в истории и современности»

Научная конференция «“Gesamtkunstwerk”: романтическая идея синтеза искусств и формы ее воплощения в истории и современности»

С 23 по 25 мая 2022 года в Российском институте истории искусств пройдет научная конференция «“Gesamtkunstwerk”: романтическая идея синтеза искусств и формы ее воплощения в истории и современности». Мероприятие состоится в рамках торжеств, посвященных 110-летию Зубовского института.

Сформулированная и названная Рихардом Вагнером потребность художника установить новые правила и условия так называемого «восприятия» искусства, а на самом деле его глубокого переживания, превосходящего воздействие событий реальной жизни, породила волну усилий и размышлений, способствовавшую росту идеи и развитию способов ее токования и художественного воплощения. Поговорить о том, как сейчас — в свете новейших достижений не только современного искусства и искусствознания, но также комплекса наук о человеке и социуме — можно трактовать романтическую идею синтеза в приложении к различным видам, формам и жанрам тех родов деятельности, которые можно отнести к области художества, — такой видится нам цель научного диалога.

Строго говоря, все известные нам исторические формы искусства стремятся не просто произвести впечатление на реципиента, но вовлечь его в активный контакт, дать почувствовать игру таинственных могущественных сил. Какие конвенции и условия способствовали этому «вовлечению» в контекстах разных культур, можно ли их классифицировать, можно ли отметить качественные изменения определенных тенденций, если рассматривать художество не с точки зрения его собственных целей, а как «машину вовлечения» в некое «со-проживание со-бытия»?

Участникам конференции предлагается поразмышлять над следующими положениями, которые, конечно, ни в коей мере не должны ограничивать научную фантазию:

— идея целостности в зрелищных видах искусств разных эпох;

— взаимодействие речи, музыки и жеста в сценических видах искусства;

— музыкальный театр как синтез искусств;

— жанры музыкального театра: ингредиенты и их пропорции;

— сюжеты музыкального театра: слышимое и видимое;

— пространство действия и роль публики;

— движение как форма организации;

— театр и мода;

— театр и мистерия;

— синтез в системе жанров;

— дискуссии о “совокупном произведении искусства” в философии, эстетике и литературе;

— нарратив как ось художественного синтеза.

ПРОГРАММА

Понедельник 23 мая. 11.00. Белый зал

11.00 Вступительное слово — зав. сектором музыки, канд. иск. Анна Леонидовна Порфирьева

11.10 Александр Леонидович Казин, докт. филос. наук, проф., научный руководитель Российского института истории искусств. — К понятию «художественного произведения»

11.40 Константин Владимирович Зенкин, докт. иск., проф., проректор по научной работе Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. — История Gesamtkunstwerk: от синтеза искусств к тотальности музыки

12.10 Евгений Владимирович Герцман, докт. иск., проф., ведущий науч. сотр. Российского института истории искусств. — Легендарно-научные сведения о музыке и античном театре

12.40 Тамара Николаевна Левая, докт. иск., проф. Нижегородской гос. консерватории им. М. И. Глинки. — На пути к Мистерии. Юбилейные приношения Скрябину и Губайдулиной

13.10 Лариса Валентиновна Кириллина, докт. иск., проф. Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. — Gesamtkunstwerk как воля и представление

13.40–15.00   Обед

15.00 Павел Валерьевич Луцкер, докт. иск., ведущий науч. сотр. Государственного института искусствознания. — Музыка, действие, зрелище: за что мы ценим оперу-буффа второй половины XVIII века?

15.30 Иван Дмитриевич Саблин, канд. иск., доцент Санкт-Петербургского гос. университета, старший науч. сотр. Российского института истории искусств. — Синтез искусств и архитектура

16.00 Ирина Петровна Сусидко, докт. иск., проф., зав. кафедрой Российской Академии музыки имени Гнесиных. — Содружество равных или борьба за первенство? О синтезе искусств в drama per musica XVII–XVIII веков

16.30 Лариса Николаевна Березовчук, канд. иск., старший науч. сотр. Российского института истории искусств. — Когнитивный базис киносинтеза. К постановке проблемы

17.00 Александр Аронович Кнайфель, композитор; Георгий Викторович Ковалевский, музыкальный критик, музыковед, канд. иск., науч. сотр. Российского института истории искусств. — Музыка как язык чуда

 

Вторник 24 мая. 11.00. Белый зал

11.00 Галина Александровна Безуглая, докт. иск., зав. кафедрой музыкального искусства Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — О «Новом чуде гармонии» Эмилио де Кавальери

11.30 Елена Владимировна Ровенко, канд. иск., доцент Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. — О современных стратегиях изучения феномена музыкальности в изобразительном искусстве

12.00 Алексей Васильевич Парин, театровед, музыкальный критик, поэт, либреттист, переводчик, редактор. — Знаки незримого в музыкальном театре: постановки-инсталляции режиссеров-авангардистов XXI века (Ромео Кастеллуччи, Роберт Уилсон и Питер Селларс с Теодором Курентзисом)

12.30 Светлана Ильинична Савенко, докт. иск., ведущий науч. сотр. Государственного института искусствознания. — «Вторая практика» Сальваторе Шьяррино: опера «Лживый свет моих очей»

13.00 Светлана Витальевна Лаврова, докт. иск., проректор по научной работе Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — О новых технологиях в музыкальном театре Хааса и Фуррера

13.30–15.00   Обед

15.00 Ярослав Игоревич Станишевский, ред. научно-аналитического отдела Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. — Технология искусственного интеллекта в художественной практике как новая форма коллективного творчества

15.30 Ольга Анатольевна Скрынникова, канд. иск., проф. Воронежского гос. института искусств. — Язык взаимодействия искусств в балете Кристал Пайт «Времена года»

16.00 Иосиф Генрихович Райскин, музыкальный журналист, редактор, председатель секции критики и музыкознания Санкт-Петербургского союза композиторов. — Архитектура и музыка: пространство и время

16.30 Лариса Львовна Гервер, докт. иск., проф. Российской Академии музыки имени Гнесиных. — О «взаимодействии слова и музыки» в «Кантате» и «Опере» Даниила Хармса

17.00 Наталья Ивановна Дегтярева, докт. иск, проф. Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — «Тотальный театр» Франца Шрекера

 

Среда 25 мая. 11.00. Зеленый зал

11.00 Анна Леонидовна Порфирьева, канд. иск., зав. сектором музыки Российского института истории искусств. — Свет и фактуры — новая образность через новые технологии

11.30 Азамат Данилович Хасаншин, канд. иск., доцент Уфимского гос. института искусств, композитор, дирижер. — Между Gesamtkunstwerk и тотальностью Высокого Модерна 1930-х: партикулярность и свобода абсолютного

12.00 Бояркина Альбина Витальевна, канд. филол. наук, доцент Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — Премьера «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта: интерпретация литераторов (на примере романа Евы Найс «Лотта Ленья. В окружении гениев»)

12.30 Анастасия Александровна Логунова, канд. иск., доцент Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — О некоторых особенностях последних месс Шуберта

13.00 Анна Федоровна Некрылова, канд. иск., сотр. Института Русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, филолог, фольклорист, театровед, театральный критик. — Современное понимание и воплощение идеи синтеза искусств в зрелищно-игровой области традиционной культуры («площадной фольклор» в восприятии нынешнего зрителя)

13.30 Татьяна Владимировна Цареградская, докт. иск., проф. Российской академии музыки имени Гнесиных. — Пространство музыки Симона Стен-Андерсена: на пути к новому Gesamtkunstwerk

14.00–15.00   Обед

15.00 Наталия Александровна Брагинская, канд. иск., доцент, зав. кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Метаморфозы Gesamtkunstwerk в модернистском театре Игоря Стравинского

15.30 Наталья Семеновна Серегина, докт. иск., ведущий науч. сотр. Российского института истории искусств. — «Голубиная книга» в Мистерии А. Н. Скрябина

16.00 Дмитрий Анатольевич Шумилин, канд. иск., и. о. директора Российского института истории искусств. — О мистериальности «Прометея»

16.30 Владислав Владимирович Дегтярев, канд. культурол., старший науч. сотр. Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — Готический Gesamtkunstwerk. Архитектор О. У. Пьюджин как предшественник Рихарда Вагнера

17.00 Галина Владимировна Петрова, канд. иск., старший науч. сотр. Российского института истории искусств. — Шекспир Гектора Берлиоза: «Ромео и Джульетта» — особенности романтического «синтеза»

17.30 Дмитрий Юрьевич Брагинский, канд. иск., препод. Средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Прокофьев — Мейерхольд: от оперы до спортивного парада

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ