Международный научно-практический форум «Петербургская школа инструментоведения: история, традиции, перспективы»
С 29 ноября по 1 декабря 2021 года состоялся Международный научно-практический форум «Петербургская школа инструментоведения: история, традиции, перспективы», организованный к 30-летию вновь воссозданного в 1991 году сектора инструментоведения Российского института истории искусств. В связи с введенными в Санкт-Петербурге ограничениями на проведение мероприятий форум состоялся в режиме видеоконференции.
Создание сектора инструментоведения было осуществлено по инициативе выдающегося отечественного органолога Игоря Владимировича Мациевского, в этом году отметившего свое 80-летие. Это подразделение не являлось совершенно новым: почти двадцать лет назад в институте под таким названием существовал сектор, который возглавлял Константин Александрович Вертков. Его сотрудниками, помимо многих важных исследований, создан «Атлас музыкальных инструментов народов СССР», выпущенный двумя изданиями в 1963 и 1975 году. За создание этого труда его авторам — К. А. Верткову, Г. И. Благодатову и Э. Э. Язовицкой — была присуждена Государственная премия РСФСР им. М. И. Глинки 1967 года. После смерти К. А. Верткова в 1972 году около года сектором заведовал Георгий Иванович Благодатов, но в 1973 году сектор был закрыт, часть сотрудников составила группу инструментоведения в рамках сектора музыки (в нее входили Г. И. Благодатов, С. Я. Левин, затем А. М. Мирек и ряд других сотрудников). Многие годы деятельность старого сектора инструментоведения и группы инструментоведения теснейшим образом была связана с собраниями Постоянной выставки музыкальных инструментов. После ее вывода в 1984 году из состава института и передачи Музею театрального и музыкального искусства работа по органологической тематике стала практически невозможна.
Другая часть сотрудников и аспирантов составила инструментоведческую группу в составе сектора фольклора. С середины 1970-х годов в ней активизировалась этноинструментоведческая проблематика. И. В. Мациевский руководил работой аспирантов и соискателей, среди которых были Р. Ф. Зелинский, Ю. Е. Бойко, С. Субаналиев, А. Д. Вижинтас, В. Н. Садыкова (Юнусова), немного позднее — Ж. К. Расултаев, С. Н. Кибирова, Н. А. Супрун, С. И. Утегалиева, П. Шегебаев, Ф. И. Челебиев (Челеби), А. А. Нурбаев, В. Ю. Сузукей, Б. Казгулов и др. Поэтому не случайно возрожденный в 1991 году сектор инструментоведения в равной степени успешно сочетает два генеральных направления: изучение инструментария в истории отечественной и мировой музыкальной культуры и традиционной инструментальной музыки народов Евразии. [История сектора инструментоведения изложена по данным из статьи: Никаноров А. Б. Тематика основных публикаций сектора инструментоведения за 20 лет // Контонация: перспективы музыкального искусства и науки о музыке. СПб., 2011. С. 82–83.]
Сформулированная И. В. Мациевским и разрабатываемая сектором на протяжении многих лет современная инструментоведческая методология позволила возвести само понятие «музыкальная органология» на новый уровень и значительно расширить круг входящих в эту область науки исследовательских направлений. На базе сектора инструментоведения успешно развиваются такие исследовательские области, как литургическое музыкознание и исследование аудиального ландшафта (И. Чудинова), кампанология (А. Никаноров), светозвуковой инструментарий (О. Колганова), исследование искусства фонографии и электронного инструментария (М. Карпец), музыкальная археология (Д. Булатова, Н. Александрова) и др.
В рамках форума обсуждались следующие вопросы:
- петербургское инструментоведение: история, проблемы и перспективы;
- история сектора инструментоведения РИИИ: исследования, персоналии;
- различные аспекты научной и творческой деятельности основоположника возрожденного сектора инструментоведения И .В. Мациевского (к 80-летию ученого);
- труды и направления исследований сектора инструментоведения РИИИ;
- вопросы инструментоведческой методологии.
До 1 февраля 2022 года просим присылать материалы для публикации (объем от 10000 до 20000 знаков), ФИО (полностью), название статьи, аннотация (от 700 до 1000 знаков), ключевые слова (10–15 слов) приводятся на русском и английском языках. Сноски и примечания помещаются после основного текста. Нумерованный список литературы оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Ссылки на литературу даются через двоеточие в скобках: первая цифра — номер издания в списке литературы, вторая — номер страницы. Например, [2: 68].
Заявки и тексты высылать с пометкой «Петербургская школа инструментоведения» по электронной почте: instrum_conf@mail.ru
Оргкомитет форума
Председатель оргкомитета — И. В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.
Состав оргкомитета: канд. иск. Д. А. Булатова, канд. иск. А. Б. Никаноров, канд. иск. А. А. Тимошенко, канд. иск. О. В. Колганова, канд. иск. И. А. Чудинова, канд. иск. М. И. Карпец, М. А. Сень, Н. В. Александрова.
Опубликовано: 29 ноября 2021 / Обновлено: 1 декабря 2021