Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научно-практическая конференция «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов. К 100-летию СССР»

Международная научно-практическая конференция «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов. К 100-летию СССР»

Во вторник, 14 декабря, сектор инструментоведения Российского института истории искусств провел Международную научно-практическую конференцию «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов. К 100-летию СССР».

Социальные потрясения являются мощным фактором, который не только изменяет судьбы целых народов, но и оказывает огромное влияние на пути развития искусства, национальных культурных традиций, творцов. Резонанс революционных событий начала и конца ХХ века обусловил тектонический сдвиг в художественном мышлении и до настоящего времени определяет рельеф культурных событий и артефактов.

В ХХ веке Россия дважды оказывалась в ситуации глубокого разлома культурной традиции: первый раз в 1917 году, с коренными революционными преобразованиями и социальным переустройством государства вне категорий собственности и ценностей общества потребления, и второй — после распада Союза Советских Социалистических Республик, в 1990-е годы, когда стремились доказать, что советское прошлое — это отход от генеральной линии цивилизации.

Исследования культуры и искусства различных регионов Евразии в их многообразии традиций, исторических судеб, взаимовлияний, контактов представляют особую актуальность в контексте данной проблематики. Историческое прошлое этносов, связанных с горным и предгорным ландшафтами, наряду с мирным бытием, наполнено вооруженными конфликтами, одной из важных причин которых было местоположение территорий их проживания. Традиции народов Кавказа, Карпат, Балкан, Урала, Памира, Тянь-Шаня, Тибета и других при всем национальном своеобразии имеют много общих черт, обусловленных соседством территорий, сходством путей социально-экономического развития, характером становления культур и формами быта. Ценность и уникальность этих регионов в том, что и сегодня они являются источником живых, бережно хранимых традиций.

Научное осмысление состояния культуры и искусства горских народов Евразии в период социальных потрясений ХХ века, меняющийся в поколениях и отраженный в артефактах взгляд на самые разнообразные события истории, феномены искусства, возникшие в период историко-политических сломов и после них — в центре внимания конференции. Был рассмотрен следующий круг вопросов:

— традиционная культура и искусство как фактор и инструмент выживания в эпоху социальных катастроф;

— советская эпоха и этническая традиция на Кавказе — достижения и последствия;

— политтехнологи советского времени и традиционные культуры Европы и Азии;

— образы советского времени в этнической культуре Кавказского региона;

— статус и роль этнических музыкальных традиций Кавказа в культурной истории советского времени;

— музыка и традиционное искусство горских народов: этнографический и исторический аспекты;

— музыкальный фольклор горских народов в период революций и войн;

— сказительство как инструмент этнической идентификации на Кавказе;

— музыкальные инструменты и инструментальные традиции горских народов: функционирование, реконструкция, исполнительство;

— эпос как модель мира народов Кавказа;

-инструментальный эпос народов Европы и Азии;

— проблемы культуры этнических маргиналий и анклавов;

— традиционные музыкальные культуры в условиях мегаполиса;

— композиторские школы народов Кавказа: прошлое и настоящее.

Был обсужден широкий круг тем, связанных с историко-архивными аспектами изучения культуры Кавказа, с системообразующими сюжетами литературы, профессионального музыкального искусства и художественной практики, проблемами этномузыкологии, фольклористики, этнографии, филологии, искусствоведения.

Ведущим направлением конференции стало обсуждение феномена советской культурной революции в целом, культурных достижений, преобразований, в том числе их последствий.

Особая часть научной программы конференции была посвящена основоположникам национального профессионального искусства — крупным общественным деятелям, основателям композиторских школ, мастерам изобразительного искусства и литературы.

Эпоха СССР уже стала историей, и форум даст начало широкому научному обсуждению этого периода, а также исследованию возникших мифов, исторических легенд, посвященных этому важнейшему этапу в истории государства.

Проведение данного проекта направлено на выработку новых механизмов регионального культурного партнерства, укрепление культурных связей между разными цивилизациями, а также содействует миру и устойчивому развитию горских регионов.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

 

Мероприятие было проведено в онлайн-формате.

Планируется издание сборника статей и материалов.

Председатель оргкомитета — И. В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.

Оргкомитет:

А. А. Тимошенко, кандидат искусствоведения с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ;

Д. А. Булатова, кандидат искусствоведения, с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ;

Н. В. Александрова, н.с. сектора инструментоведения РИИИ.

Руководитель проекта — М. А. Сень, н.с. сектора инструментоведения РИИИ.