Международная научно-практическая конференция «Духовные ценности Афона и Русский Север» и выставка «Современная сербская иконопись: к 800-летию Сербской Царской лавры монастыря Жича»
Осмыслению значения духовных ценностей Православия и монашества в современном мире, а также наследию Византии в славянской культуре посвящена Международная научно-практическая конференция «Духовные ценности Афона и Русский Север», которая прошла 17–18 октября в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5). В конференции приняли участие ведущие искусствоведы, философы, культурологи, филологи и историки церкви из России, Белоруссии, Сербии, Греции и Польши.
Конференция проводится в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012–2018».
Святая гора Афон — святыня православного монашества — является хранителем духовных ценностей Византии. Северным Афоном называют русские северные монастыри. Величие Константинополя, столицы Византийской империи, которую, по словам афонского старца, игумена монастыря Симонопетра архимандрита Эмилианоса «создал Бог», оказало несомненное влияние на культуру северной столицы России, Петербурга. На конференции были рассмотрены теоретические, исторические и практические вопросы православной культуры и искусства севера России и Афона, значения византийского духовного наследия для славянского мира сегодня.
Реальность и неисчерпаемость духовной связи Византии, Афона и славянского мира предстала на открывшейся в тот же день, 17 октября в 17.00 в Белом зале института благотворительной выставке «Современная сербская иконопись: к 800-летию Сербской Царской лавры монастыря Жича», где представлены лучшие образцы иконописного искусства сербского монастыря. Монастырь Жича — наиболее яркий символ сербского народа, его блестящих взлетов и достижений, его твердости в позиции между Востоком и Западом. В открытии выставки приняли участие представители монастыря Жича, Посольства Сербии в России, викарий Святейшего Патриарха Сербского епископ Антоний и другие официальные лица. Экспозиция открыта для посещения всех желающих.
Выставка работ иконографической мастерской православного женского монастыря Жича организована в рамках программы празднования его восьмисотлетней годовщины и служит углублению связей, веками соединяющих Россию и Сербию. Помощь русских императоров во времена туркократии в Сербии была решительным моментом в жизни сербского народа. Без помощи российского императора, святого Николая Второго, сербское войско в Первой мировой войне претерпело бы полное уничтожение. После большевистской революции многие русские оказались в Сербии, внеся свой вклад в развитие культуры, науки, искусства и здравоохранения страны. При святом владыке Жичском Николае (Велимировиче) в монастыре нашли прибежище два русских иконописца, которые выполнили настенную роспись в церкви Святого Саввы. В этом храме по благословению святого владыки впервые был изображен лик новопросиявшего святого — русского царя Николая Второго. Восприняв иконописное искусство от мастера, прошедшего афонскую школу, монахини десятилетиями развивали собственный стиль, ставя на пахомиевский образ печать собственной духовности. Иконы и иконостасы, созданные в монастыре Жича, украшают многие православные храмы и дома в Сербии и по всему миру.
Авторы проекта — сотрудники сектора инструментоведения РИИИ. Научный руководитель И. А. Чудинова, художественный руководитель М. А. Сень, координатор М. И. Карпец, пресс-секретарь Д. А. Булатова.
Программа:
Понедельник, 17 октября
10.00–10.45 Регистрация участников конференции
11.00 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ. ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
11.00 Вступительное слово и. о. директора РИИИ, доктора философских наук, Заслуженного работника культуры РФ А. Л. Казина
11.10–11.30 Приветственные слова почетных гостей конференции
ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ. СЕКЦИЯ 1. ЕДИНСТВО ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВА: АФОН И РУССКИЙ СЕВЕР
Руководитель — И. А. Чудинова
11.30–11.50 Матонин В. Н., Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск. — Соловки — Северный Афон: опыт экзегезы священного пространства
11.50–12.10 Чудинова И. А., Российский институт истории искусств. — Традиция и традиции: Аудиальный ландшафт монашеского богослужения в историко-географическом контексте
12.10–12.30 Закунов Ю. А., Институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Москва. — Историософские аспекты наследования духовных традиций
12.30–12.50 Шкаровский М. В., Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. — Схимонах Иннокентий (Сибиряков) и святыни Старо-Афонского подворья в Санкт-Петербурге
12.50 –13.10 Патрикеев О. В., Санкт-Петербургская Духовная академия. —Коневская икона Божией Матери: духовная связь Афона и Русского Севера
13.10–13.30 Стихарева Ю. В., Санкт-Петербургский государственный институт культуры. — К вопросу о появлении в пределах Руси списков икон Божией Матери, явленных на Святой Горе Афоне: история, традиции создания, иконографии
13.30–13.50 Купрьянович Т. В., Христианская Богословская академия, Варшава. — «Искусство из искусств — воевать с грехом» Св. Иоан Кронштадскии и Его последователи (Афон, Оптина Пустынь, Санкт-Петербург)
13.50–14.10 Архимандрит Августин (Никитин), Санкт-Петербургская Духовная академия. — Русский Афон в записках Виктора Каминского (1857 г.)
14.10–14.30 Ложкина Н. А., Государственный Эрмитаж. — Православное возрождение на Балканах в XIV — первой половине XV в.
14.30–14.50 Ковалевский Г. В., Российский институт истории искусств. — Северные пути афонских монахов: Савва Крыпетский и судьба Иоанно-Богословского монастыря в окрестностях Пскова
14.50–15.10 Maria Alexandru, Aristotle University of Thessaloniki. Byzantium after Byzantium: the beauty of Byzantine Music in the Romanian Principalities
15.10–15.30 Гвоздецкий А. А., СПбГИК. — Усть-Цилемские певческие находки
15.30–16.00 ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Алексеев Б. Ю., Ковалевский Г. В. — Звучащее пространство северных храмов
17.00 ЗЕЛЕНЫЙ И БЕЛЫЙ ЗАЛЫ. ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ ИКОН ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ЖИЧА (СЕРБИЯ)
Вторник, 18 октября
11.00–16.00 РАБОТА СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ. СЕКЦИЯ 2. ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПАРАДИГМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Руководитель — доктор философских наук, Заслуженный работник культуры РФ, и. о. директора РИИИ А. Л. Казин
11.00–11.20 Реснянский С. И., д. и. н., проф. РУДН, Москва. — Аксиология русской духовности и цивилизационный выбор России
11.20–11.40 Губарева О. В., Российский институт истории искусств. — Иконы Крещения: феноменология смысла
11.40–12.00 Гусакова В. О. — Афонские традиции в духовном наследии преп. Сергия Радонежского и его учеников: педагогический аспект
12.00–12.20 Дмитриева М. А., СПбГИКиТ. — Афонские мотивы в древнерусской литературе
12.20–12.40 Скотникова Г. В., СПбГИК. — Афон и «путь к очевидности» в русской философии второй половины XIX в.: К. Н. Леонтьев — Н. Н. Страхов
12.40–13.00 Дырдин А. А., Ульяновский технический университет. — Славяно-русская цивилизация в публицистике Валентина Распутина
13.00–13.20 Беспалова Т. В., Институт наследия, Москва. — «Лучшая поэзия — молчание, лучшее молчание — моление» (о единстве духовной традиции православного монашества на примере жизни и творчества иеромонаха Романа Матюшина)
13.20–13.40 Сокурова О. Б., Санкт-Петербургский государственный университет. — Традиции афонского исихазма в русских судьбах XX–XXI вв.
13.40–14.00 Семенова Е. В., Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. — «Византийский код» русской духовной поэзии
14.00–14.20 Цветаева М. Н., Санкт-Петербургский государственный университет. — Христианская тема в русской живописи XIX в.
14.20–14.40 Любомудров А. М., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. — «Беды проходят, вечное остается. Афон остается». Афонский текст русской словесности XX в.
14.40–15.00 Закунова И. В., Нижегородский филиал Университета российского инновационного образования. — Опыт актуализации культурного наследия Нового Афона (на примере Международных конгрессов студенческой молодежи «Интердиалог: Апсны.SU» (Россия–Абхазия))
15.00–15.30 ПРЕМЬЕРА. Кантата «Ксилургийский скит» (слова Е. В. Лукина, музыка И. В. Новикова)
КИНОЗАЛ. СЕКЦИЯ 3. СЛАВЯНСКИЕ СВЯТЫЕ НА АФОНЕ И АФОНСКИЕ СВЯТЫЕ В СЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ: ГИМНОГРАФИЯ, ИКОНОГРАФИЯ, НАРОДНОЕ ПРЕДАНИЕ
Руководитель — доктор искусствоведения Н. С. Серегина
11.00–11.20 Karagounis Constantinos, Supreme Ecclesiastical Academy of Athens. — The configuration of chanting tradition (Byzantine Music, Psaltiki) of Mount Athos through the centuries
11.20–11.40 Герцман Е. В., РИИИ. — Афон и музыкальная византинистика
11.40–12.00 Gordana Blagojevic, Institute of Ethnography SASA. — Archimandrite Paisios (Tanasijevic) of Hilandar as a chanter: his role in spreading the Mount Athos ethosю. of the Byzantine chant in Serbia in the late 20th and early 21st century
12.00–12.20 Владышевская Т. Ф., Факультет искусств МГУ им. Ломоносова. — Кондаки Борису и Глебу и начало музыкального творчества в Древней Руси
12.20–12.40 Пожидаева Г. А., Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, Институт славянской культуры при Московском государственном университете дизайна и технологий. — Духовная связь с Афоном в певческом искусстве Руси XIV–XV вв.
12.40–13.00 Василик В. В., Центр исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ. — О службе императору Никифору
13.00–13.20 Серегина Н. С., РИИИ. — Нотационная форма Кондака на Страстную Пятницу по спискам Кондакарей конца XI — XIII в.
13.20–13.40 Бурыкин А. А., Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург. — Книжность Афона и Византии в Древней Руси, киевский зодчий Кузьмище Киянин, Мусин-Пушкинский сборник с переводными повестями и «Словом о полку Игореве» и Кирилло-Белозерский монастырь. Непрерывный путь
13.40–14.00 Елисеева А. А., руководитель ансамбля древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон» при Научно-исследовательском Центре церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского, Москва. — Византийский распев в современном русском монашеском богослужении: опыт освоения и практического применения византийской богослужебно-певческой традиции в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре (г. Малоярославец)
14.00–14.20 Старикова И. В., Научно-исследовательский центр древнерусской церковной музыки, Московская гос. консерватория. — Сравнительный анализ древнерусских и византийских мелизматических формул
14.20–14.40 Густова Л. А., Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск. — Модификация византийской традиции в современной белорусской православной певческой практике (погребальный обряд)
14.40–15.00 Алексеева Г. В., Дальневосточный федеральный университет, Владивосток. — Адаптация византийского Богородична в православной Корее
15.00–15.20 Конотоп А. В., Гамбург. — Знаменное трехголосное произведение конца XVII в. на текст Канона «На распятие Господне» (Симеона Логофета, Х в.)
15.20–15.40 Ясиновский Ю. П., Львовская музыкальная академия им. Лысенко, Институт литургических наук, Украинский Католический университет, Львов. — Украинская церковная монодия в раннее Новое время в контексте связей с Афоном
15.40–15.50 Монахова Е. Н. ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Межрегиональный союз писателей, Санкт-Петербург. — О выставке, посвященной монастырям Афона, в Пушкинском Доме (2000) «В приюте мирном…» (Афон и русская культура)»
16.00 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ. МАСТЕР-КЛАСС
Протопсалт Дмитрий Манусис, художественный руководитель византийского хора «Филатоните», Салоники, Греция. — Практические вопросы в процессе обучения в певческом хоре монахов святой обители Симонопетра Святой Горы Афон. Подготовка к службам суточного круга и подготовка к звукозаписи аудиодисков
17.00 КРАСНЫЙ ЗАЛ. КРУГЛЫЙ СТОЛ «БЕССМЕРТИЕ ВИЗАНТИИИ И СЛАВЯНСКИЙ МИР: МОНАСТЫРСКОЕ ИСКУССТВО СЕГОДНЯ» Руководитель: Н. С. Кутейникова, член корреспондент Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ
19.00 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ. КОНЦЕРТ
Контактная информация:
Динара Булатова
8 911 842 5656
Освещение конференции в СМИ:
http://www.topspb.tv/news/news115500/
https://www.topspb.tv/news/news115546/
http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=107627#ad-image-14
http://sanktpeterburg.monavista.ru/news/2201119/
Опубликовано: 17 октября 2016 / Обновлено: 19 октября 2016