МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научная конференция «Искусство музыки в культурном ландшафте стран и эпох»

Международная научная конференция «Искусство музыки в культурном ландшафте стран и эпох»

7 сентября исполняется 85 лет со дня рождения главного научного сотрудника РИИИ, доктора искусствоведения, профессора Аркадия Иосифовича Климовицкого. В честь круглой даты в институте истории искусств с 3 по 5 октября прошла Международная научная конференция «Искусство музыки в культурном ландшафте стран и эпох».

Конференция проводилась в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 110-летию РИИИ.

А. И. Климовицкий — один из крупнейших авторитетных российских музыковедов, автор ряда научных статей и монографий, посвященных творчеству композиторов разных стран и эпох (в числе неизменных героев ученого Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский и ряд других). Одной из характерных особенностей творческого метода А. И. Климовицкого является максимально широкий охват событий вокруг рассматриваемой проблемы, выявление «рифм» и соответствий в самых неожиданных сферах мысли и художественных образов. В фокусе внимания А. И. Климовицкого как глобальные события, оказавшие мощное влияние на культуру и искусство, так и отдельные, частные творческие и биографические эпизоды, знаменующие важные исторические смыслы.

Блестящий текстолог, исследователь рукописей Бетховена, Чайковского, Стравинского, Лядова, Бородина, А. И. Климовицкий за деталями всегда обозревает общие контуры, доказывая неслучайность тех или иных явлений.

В числе вопросов было предложено рассмотреть следующие положения:

— Музыкальное искусство как глобальный исторический процесс, философия музыки.

— Музыкальное искусство России и Европы: параллели и пересечения.

— Жизнь и творчество Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, И. Ф. Стравинского, А. К. Лядова.

— Петербургское музыкознание: имена, события, факты.

— Музыкально-теоретические системы в эволюции искусства.

— Проблемы музыкальной текстологии на современном этапе, новые находки и редакции.

— Межкультурные связи и коммуникации.

ПРОГРАММА

3 октября. Зеленый зал

12.00–12.40 Поздравительная часть

12.40–13.30 Презентация книги трудов А. И. Климовицкого «Слух композитора — память культуры» (СПб.: Издательство Н. И. Новикова, 2022)

15.00. Анатолий Павлович Милка. Об одном учителе А. И. Климовицкого

15.30. Иосиф Генрихович Райскин. Русская музыкальная Атлантида. От культуры ‘великого молчания’ до тотального замалчивания» (О русском музыкальном авангарде ХХ века)

16.00. Георгий Викторович Ковалевский. Л. ван Бетховен и проблема скрытого слова

16.30. Лариса Валентиновна Кириллина. «Бетховен и «петербуржский немец» Филипп Адамович Клюпфель» (zoom)

17.00 Тамара Закировна Сквирская. Новые неизвестные страницы эпистолярии П. И. Чайковского

4 октября. Белый зал

12.00 Татьяна Вадимовна Букина. Реорганизация Музыкального отдела Института Истории Искусств в 1927–1928 годах: факты, мифы и гипотезы.

12.30 Анна Леонидовна Порфирьева. Б. В. Асафьев: истоки теории интонации.

13.00 Лариса Николаевна Березовчук. Анализ VS интерпретация: искусство и искусствознание без искусствоведов (zoom)

13.30 Наталия Александровна Брагинская. Встречи-диалоги в творчестве Стравинского

14.00 Дмитрий Юрьевич Брагинский. Прокофьев и спорт

14.30–15.30 Перерыв

15.30. Галина Владимировна Петрова. Мендельсон и Онслоу «против» Бетховена: заметки о камерном музицировании в Петербурге 1840-х годов

16.00 Ольга Анатольевна Скрынникова. Мотив шествия в операх Н. А. Римского-Корсакова

16.30. Марианна Александровна Константинова. Оперы Н. Далейрака на петербургской сцене нач. XIX века

17.00 Наталья Семеновна Серегина. Об одном мотиве в «Горе от ума» А. С. Грибоедова

5 октября. Белый зал

11.00 Владимир Сергеевич Орлов. Сталин — это Пётр Великий вчера и завтра: интертекст «Медного всадника» в фильме «Незабываемый 1919 год»

11.30 Степан Борисович Наумович. Прямые и косвенные вопросы к музыкальному тексту в аналитической практике

12.00 Галина Викторовна Копытова. Музыка Шостаковича к спектаклю «Салют, Испания!»: находки и перспективы поиска

12.30 Лариса Львовна Гервер. Об учебных и посторонних записях в тетрадях по контрапункту двух учеников С. И. Танеева

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

Поздравление от Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки