МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Лекция-концерт А. Хасаншина «Становление башкирской академической музыки: к 100-летию зарождения композиторской школы в Башкортостане»

Лекция-концерт А. Хасаншина «Становление башкирской академической музыки: к 100-летию зарождения композиторской школы в Башкортостане»

14 ноября в 18.30 в Зеленом зале РИИИ в рамках цикла семинаров «Вопросы истории и методологии инструментоведения» состоится лекция-концерт А. Хасаншина «Становление башкирской академической музыки: к 100-летию зарождения композиторской школы в Башкортостане».

Ведущий — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кандидат искусствоведения, композитор, дирижер Азамат Хасаншин.

Столетний юбилей башкирской академической музыки, отмечавшийся в начале 2020-х годов, отличается некоторой парадоксальностью: сама ее история начиналась несколько раз, фактически, всякий раз «начинаясь с нуля» и возникая на новых основаниях. Начало 1920-х годов связано с первыми попытками ассимиляции европейских жанров в рамках единой татаро-башкирской музыкальной традиции (создание первых татаро-башкирских опер «Сания» (1925) и «Эшче» (1930), творчество композиторов С. Габяши, Г. Альмухаметова, В. Виноградова).

Конец 1930-х — начало 1940-х — это приезд в Башкирию профессиональных композиторов из столиц (А. Эйхенвальд, А. Чугаев, А. Спадавеккиа, Л. Степанов, Ф. Козицкий, Н. Пейко и др.) для работы с этическим материалом (местные авторы выступают в качестве «мелодистов», предоставляя им башкирские народные мелодии, помогают с организацией фольклорных экспедиций и пр.).

«Новое начало» — 1948 год, когда в результате действия известного Постановления пересматриваются принципы совместной работы башкирских авторов-«мелодистов» и композиторов из столиц (последние обвиняются чуть ли не во «вредительстве» и изгоняются). Результатом становится резкое понижение профессионального уровня национальной академической музыки (Х. Ахметов, Р. Муртазин, З. Исмагилов, Р. Сальманов и др.).

«Новая фольклорная волна», начавшаяся в башкирской профессиональной музыке на рубеже 1960-х — 1970-х годов, связана с возвращением в Башкирию выпускников консерваторий из Москвы, Казани и других городов — носителей совершенно нового взгляда на принципы работы с фольклорным материалом композиторов: Д. Хасаншина, М. Ахметова, Л. Исмагилова и др. Принципы работы с фольклорным первоисточником переосмысливаются под влиянием техник композиции Б. Бартока, И. Стравинского, З. Кодая, Г. Свиридова, В. Гаврилина и др.

В программе лекции-концерта будут представлены аудиозаписи башкирской академической музыки разных ее периодов, а также камерные сочинения А. Хасаншина в исполнении студентов и преподавателей Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и самого автора.

Мероприятие ведет научный сотрудник сектора инструментоведения М. А. Сень.


Опубликовано: 14 ноября 2023 / Обновлено: 22 ноября 2023