Круглый стол «Проблемы жанрообразования в современном экранном искусстве»
В понедельник, 9 ноября 2020 года, сектор кино и телевидения РИИИ провел круглый стол «Проблемы жанрообразования в современном экранном искусстве».
Одним из основных направлений деятельности сектора кино РИИИ является исследование кинопроцесса, изменений в эстетике киноискусства, что проявляется, в частности, в появлении новой стилистики и новых способов жанрообразования.
За последние четверть века в отечественном кинематографе произошли серьезные изменения, обусловленные случившимися в обществе переменами социального и экономического характера. Это повлекло за собой существенные коррективы в подходе к тематике и жанровой палитре создаваемых фильмов. Упадок интереса широкой аудитории к российскому кино заставил продюсеров развивать так называемое жанровое кино, уделяя внимание традиционным для отечественного кино жанрам (драма, комедия, экшен), а также экспериментировать с жанрами, давно освоенными Голливудом (фэнтези, хоррор, мюзикл, триллер, байопик, докудрама и др.).
К обсуждению были предложены как общие вопросы жанра в киноискусстве и на телевидении, так и современная практика жанрообразования в отечественном экранном искусстве; особое внимание было уделено эстетическим новациям и взаимодействию культурной глобализации и национального менталитета.
В обсуждении на круглом столе приняли участие сотрудники сектора, а также теоретики и практики из Москвы, Екатеринбурга, Минска.
Продолжением разговора, начатого на круглом столе, станет коллективная монография «Проблемы жанрообразования в современном экранном искусстве: культурная глобализация и национальный менталитет».
ПРОГРАММА
Виталий Федорович Познин, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — Вступительное слово
Ирина Всеволодовна Евтеева, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, старший научный сотрудник сектора кино и телевидения Российского института истории искусств. — Процессы жанрообразования в современной анимации
Галина Николаевна Михайлова, секретарь секции Научного кино Санкт-Петербургского отделения Союза кинематографистов, действительный член Русского географического общества (Санкт-Петербург). — Российское научно-популярное кино: проблемы и перспективы
Наталья Григорьевна Стежко, кандидат искусствоведения, доцент кафедры телевидения и радиовещания Белорусского государственного университета (Белоруссия). — Специфика жанра «докудрама»
Лариса Николаевна Березовчук, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — Эволюция жанра биографического фильма (на примере байопиков о жизни писателей)
Денис Юрьевич Мыльников, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Сектора кино и телевидения Российского института истории искусств. — Жанр «фэнтези» в современном российском кино
Виталий Федорович Познин, доктор искусствоведения, профессор Санкт-петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — Жанр «хоррор» в современном российском кино как феномен культурной глокализации
Юлия Георгиевна Соколова-Воронецкая, кандидат искусствоведения, доцент кафедры телевизионной режиссуры Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, научный сотрудник сектора кино и телевидения российского института истории искусств. — Парадоксы детского кино (Детские фильмы и фильмы о детях: аудиторная нацеленность как жанровый компонент)
Светлана Викторовна Хлыстунова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, старший научный сотрудник сектора кино и телевидения Российского института истории искусств. — Современные спецэффекты как жанрообразующий компонент
Юлия Юрьевна Смирнова, аспирант Российского института истории искусств. — Современная российская «спортивная драма» (2010–2020): история жанра и своеобразие постсоветских спортивных фильмов
Мероприятие прошло в формате видеоконференции.
Опубликовано: 9 ноября 2020 / Обновлено: 10 ноября 2020