МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Круглый стол «Проблема материала, техники и медиа в изобразительном искусстве»

Круглый стол «Проблема материала, техники и медиа в изобразительном искусстве»

В пятницу, 10 марта 2023 года, в Белом зале РИИИ сектор изобразительных искусств и архитектуры провел круглый стол «Проблема материала, техники и медиа в изобразительном искусстве».

В рамках события были рассмотрены вопросы о роли материала в творчестве художников различных эпох и культур. Во второй половине XX века в теории и на практике происходил процесс перехода от категории «материал» к категории «медиа». Под медиа сегодня понимают не только СМИ и новые технические средства создания и распространения искусства, но и старые материалы и техники. Пришло время обсудить происходящее в области данного словоупотребления и рассмотреть вопрос об отличии понятий и явлений материала, техники и медийности.

И. Чечот (РИИИ).Вступительное слово

А. Королев (РИИИ).Ван Эйк, Питер Брейгель и медийный скачок нидерландской школы живописи

В истории всех старых живописных школ Европы можно зафиксировать медийный скачок, который чаще всего выглядит как переход от дерева и темперы на холст и масло. Иногда этот скачок имеет революционный характер, как в Петровской России, иногда эволюционный, как в Ренессансной Италии. Особый случай медийного скачка пришелся на нидерландскую школу живописи, где не только на эволюцию накладывалась революция, но и дважды возникала ситуация, в которой отдельному художнику была дана возможность сыграть в этом скачке собственную роль.

А. Бобриков (РИИИ).Живопись как пространство манипуляций с материалами. Краски и гормоны; случай Памелы Розенкранц

Перспективы эволюции живописи на современном этапе обычно рассматриваются в контексте перехода ее проблематики в пространство новых технических медиа — фотографии, видео, цифровых форм изображения; как часть общего процесса “дематериализации искусства” (Люси Липпард). Не менее интересна и противоположная линия развития: трактовка живописи как мира материального, как пространства телесных практик (тоже осмысленных — на уровне тела художника — в проблематике физиологии, биохимии, гормональной терапии).

И. Чечот (РИИИ).Медийный сдвиг и рецидивы материальности в искусстве XX — начала XXI века.

И. Вдовенко (РИИИ).Кино как новый медиум. Перечитывая «Понимания Медиа» М. Маклюэна

Почти 60 лет назад, в 1964 году, вышла в свет книга Маршалла Маклюэна «Understanding Media: The Extensions of Man». В ней впервые был поставлен вопрос о том, что вся история человеческой культуры может быть рассмотрена через призму сменяющихся медиа (понимаемых автором прежде всего как технологические расширения человека). Общий поэтический стиль этой книги, отсутствие четких определений, необычайно широкий охват и, главное, простота и интуитивная понятность ее основного тезиса во многом предопределили ее успех и сделали исходной точкой современной медиа-теории. Без размышлений о новых и старых медиа, горячих и холодных культурах, устном и письменном человеке не обходилась ни одна работа 1970-х. На русском языке книга эта впервые вышла в 2003 году в переводе В. Николаева. И вот уже 20 лет она является фактом и достоянием русской культуры. Однако появление ее здесь не было воспринято сколь бы то ни было критически. Маклюэн сегодня (равно как и 20 лет назад) — признанный классик. Работы его скорее факт истории научной мысли уже ушедшего XX века. С ними как бы глупо полемизировать. Глупо выискивать в них несоответствия или фактические ошибки. Достаточно упомянуть о том, что «некоторые положения теории Маклюэна были восприняты рядом исследователей критически» или что Умберто Эко «критиковал термин “медиа” за его упрощенность», а Режис Дебре указывал на общую путаницу, возникающую в результате «смешения самой технологии и ее использования в средствах массовой информации». Нуждаемся ли мы сегодня в возвращении к обсуждению самих основных положений теории Маклюэна? В ее верификации? Попробуем перечитать некоторые фрагменты Understanding Media и сравнить сказанное в них как с нашим сегодняшним пониманием медиа, так и с тем, что нам известно о фактической стороне примеров, на основании которых Маклюэн приходит к некоторым из своих выводов.

 


Опубликовано: 10 марта 2023