МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Круглый стол «Ар-нуво и ар-деко. Проблема стиля в искусстве первой половины ХХ века»

Круглый стол «Ар-нуво и ар-деко. Проблема стиля в искусстве первой половины ХХ века»

В среду, 14 декабря, в Зеленом зале РИИИ сектор изобразительных искусств и архитектуры в рамках мероприятий, посвященных 110-летию РИИИ, провел круглый стол «Ар-нуво и ар-деко. Проблема стиля в искусстве первой половины ХХ века» (цикл «Зубовские чтения»).

Классический, викторианский XIX век считается «эпохой без стиля». Поиск стиля — idée fixe рубежа XIX–XX веков. Эпоха ар-деко 1920–1930-х годов интересна еще и тем, что категория стиля включает в себя не только проблему единства принципов формообразования в архитектуре, монументальной скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне (и проблему декоративного единства станковых форм живописи и графики), но и проблему преодоления разрыва между модернизмом и массовой культурой, ставшего реальностью начала ХХ века.

ПРОГРАММА

Вступительное слово — И. Чечот

А. Бобриков (РИИИ).Ар-деко, «Парад», «Арлекин и петух»

Жан Кокто ни разу не произносит термин «ар-деко» (который еще не появился и войдет в оборот после Парижской выставки 1925 года). Но проблема нового, «современного» стиля послевоенной эпохи — включающая в себя наследие высокой культуры XIX века, модернизма (позднего кубизма и дадаизма) и новых жанров массовой культуры («мюзик-холла, цирка, негритянского джаз-банда») — в центре его либретто и эссе.

А. Королев (РИИИ).Почему Яков Тугендхольд не заметил ар-деко?

Тугендхольд известен как один из самых блестящих отечественных искусствоведов XX века. Он долго жил в Европе, в частности в Париже, много писал о последних тенденциях в искусстве первых трех десятилетий XX века и как немногие его отечественные и западные коллеги был компетентен в своих прогнозах и оценках. В качестве представителя советской миссии Тугендхольд побывал на Парижской выставке декоративных искусств 1925 года, написал о ней многостраничный обзор, но ни слова не сказал о том явлении, которому выставка даст имя. Почему Тугендхольд не заметил ар-деко?

И. Саблин (РИИИ).Театр и вилла: К происхождению ар-деко

Реальная постройка О. Перрре или же макет Р. Дюшана-Вийона — какое из двух этих произведений заслуживает почетного места родоначальника весьма модного ныне стиля? Осовремененный донельзя классицизм или же иронический ответ на вопрос о возможности кубизма в архитектуре? Вместилище шедевров скульптуры или же воплощенный минимализм? Мраморный дворец в сердце Парижа или же черно-белая фотография в книге? Помимо всего прочего, первый объект окончательно похоронил своего непосредственного предшественника — ар-нуво — во французской столице, второй же породил нелепые подражания в столице некоего восточноевропейского государства… все это ар-деко, стиль, которого, быть может, и не было вовсе, — если допустить, что его понапрасну сконструировали в 1960-е.

Ю. Зубова (СПбГУ).Город будущего в архитектурной графике Хью Ферриса

В докладе рассматривается бумажная архитектура Хью Ферриса — «визуализатора» и автора многочисленных архитектурных фантазий на тему городского ландшафта. Предполагается выявить формальные аспекты, словарь форм Ферриса и определить его взгляды на концепцию идеального города будущего. Предпринимается попытка соотнести художественный метод Ферриса с принципами стиля ар-деко.

М. Корнеева (СПбГУ).«Алфавит» и другие работы Эрте: art deco à la russe

Доклад исследует творчество русского художника Романа Тыртова, известного под псевдонимом Эрте. В работе рассматривается влияние дореволюционного изобразительного и ювелирного русского искусства, а также народных мотивов на творчество художника. Отмечается многообразие проявлений стиля ар-деко на примере иллюстраций и скульптурных работ Эрте.

Т. Панкратова (СПбГУ).«Нуар-деко»: африканская эстетика в декоративном искусстве 1920-х

В докладе рассматриваются варианты развития африканского экзотизма в проблематике ар-деко. «Негритянский» шик выделяется в особое стилевое течение и проявляется, с одной стороны, в опосредованной переработке паттернов племенного искусства, а с другой — в расширении семантического поля африканского феномена. Развитие африканских мотивов прослеживается на примере творчества мастеров декоративного искусства, а также скульпторов Константина Бранкузи и Жака Пруве, испытавших сильное влияние авангардисткой «негрофилии».

Д. Пятикоп (СПбГУ).Альтернатива ар-деко в советской архитектуре

В докладе будут рассмотрены общие тенденции, признаки, являющиеся характерной особенностью ар-деко, и предпосылки, вдохновившие на появление нового стиля между двумя войнами. Будет исследован исторический контекст, в котором этот стиль заявил о себе, начиная с Парижской международной выставки декоративных и промышленных искусств 1925 года, где состоялась первая презентация новой советской архитектуры. После чего обратимся к опыту Советского Союза, где с начала 1930-х годов критиковались проявления авангардного стиля, так что архитекторы создали собственный вариант нового искусства, «советского ар-деко», или «стиля второй пятилетки».

А. Смолянская (РИИИ).Гость Сецессиона. Оскар Цвинчер и искусство рубежа веков

Живопись немецкого художника Оскара Цвинчера (1870–1916) — образец стилистического плюрализма в искусстве рубежа веков. Расцвет его творчества пришелся на 1890–1900 годы и совпал с деятельностью Сецессиона, «Общества XX», колонии Ворпсведе и других группировок, объединивших представителей импрессионизма, модерна и символизма. Однако живопись Цвинчера можно отнести к каждому из этих направлений лишь с известными оговорками. Его работы эклектичны, стилистически неоднородны, но эти противоречия только усиливают индивидуальный характер художника. Более того, консервативная связь его живописи с традициями старых немецких мастеров парадоксальным образом заключает в себе логику эксперимента. В докладе будет предпринята попытка разрешения проблемы категоризации творческого наследия художника и определения его роли в формировании искусства следующего поколения живописцев — немецких «золотых двадцатых».

И. Чечот (РИИИ). — «Православное ар-деко» — самоопределение стиля Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации автором проекта архитектором Д. М. Смирновым. Вопросы и соображения

 


Опубликовано: 14 декабря 2022