IX Международная научная конференция «Петербург и национальные музыкальные культуры: Музыкальные традиции народов Кавказа. К 130-летию со дня рождения Б. А. Галаева»
3–5 декабря сектор инструментоведения РИИИ провел IX Международную научную конференцию «Петербург и национальные музыкальные культуры: Музыкальные традиции народов Кавказа. К 130-летию со дня рождения Б. А. Галаева».
Конференция посвящена одному из классиков отечественной этномузыкологии, фольклористу, основоположнику осетинской композиторской школы, дирижеру Борису Александровичу Галаеву (Аслан-Гирей Галати, 1889–1976). Б. А. Галаев, будучи одним из ярких представителей петербургской (ленинградской) научной школы фольклористики, задал векторы развития по основным направлениям осетинского музыкального искусства и науки: композиторству, дирижированию, этномузыкологии. В каждом из видов творчества он оставил потомкам высокопрофессиональные образцы.
В центре внимания конференции — музыкальные культуры народов Кавказа в их многообразии традиций, контактов, взаимовлияний, исторических судеб. Традиции народов Кавказского региона при всем национальном своеобразии имеют много общих черт, обусловленных соседством территорий, сходством путей социально-экономического развития, характером становления культур и формами быта. Ценность и уникальность этого региона в том, что и сегодня он является источником живых, бережно хранимых традиций. Научное осмысление современного состояния, истории собирания, изучения и издания образцов традиционного искусства народов Кавказа, обобщение достижений ученых, просветителей, путешественников — представителей разных национальностей является целью настоящей конференции.
ПРОГРАММА
Понедельник, 3 декабря
10.30–11.00 Регистрация участников
11.00 Зеленый зал
ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Выступление главы Представительства Республики Северная Осетия-Алания в Северо-Западном федеральном округе Бориса Викторовича Газалова
Выступление главы Представительства Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Гасана Алиевича Гасанова
Выступление кандидата филологических наук, доцента Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, президента Центра «Со-действие», заслуженного работника культуры РСО-А Лианы Павловны Гаглойтэ (Цхинвал, Южная Осетия; Екатеринбург)
Выступление председателя Фонда культуры им. А. Г. Галати Зафиры Георгиевны Тибиловой-Габараевой «Слово о Борисе Александровиче Галаеве» (Цхинвал, Южная Осетия)
Пленарное заседание ведут И. В. Мациевский, Б. Г. Ашхотов
Мациевский Игорь Владимирович, композитор, инструментовед, доктор искусствоведения, заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств Украины и Польши «Проблемы этнических пограничий и традиционные культуры. На материале этнических маргиналий диаспор Южного Кавказа» (Санкт-Петербург)
Рахаев Анатолий Измаилович, этномузыковед, доктор искусствоведения, профессор, ректор Северо-Кавказского государственного института искусств «Выдающаяся роль Е. В. Гиппиуса в сохранении фольклорного наследия народов Северного Кавказа» (Нальчик, Кабардино-Балкария)
Высоцкий Вадим Борисович, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна «Особенности межкультурной коммуникации на Кавказе» (Санкт-Петербург)
Фидаров Рустем Фидарикоевич, эпосовед, кандидат исторических наук, заместитель директора Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания «Космогония нартовского эпоса осетин» (Владикавказ, Северная Осетия-Алания)
Дзугаев Коста Георгиевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Юго-Осетинского государственного университета, заслуженный деятель науки РЮО «Нарты — дети Солнца: императив свободы» (Цхинвал, Южная Осетия)
Агоч Гергелий (Gergely Agócs), музыкант-исполнитель этномузыколог, руководитель фольклорного ансамбля Fonó Zenekar, доктор искусствоведения, научный сотрудник Дома культурного наследия Венгрии, преподаватель этнографии Дебреценского университета «Традиционная музыка венгров и тюркоязычных народов Кавказа: историко-культурные константы и параллели (по материалам экспедиций 2000–2018 гг. в районы расселения карачаевцев, балкарцев, кумыков и ногайцев)» (Будапешт, Венгрия)
13.30-14.30. Перерыв
14.30 Зеленый зал
Пленарное заседание ведут А. И. Рахаев, Д. А. Булатова
Дадианова Тамара Владимировна, доктор философских наук, профессор Ярославского высшего военного училища ПВО, заслуженный деятель науки РСО, старший научный сотрудник «Открытие музея им. Бориса Галаева в Цхинвале и его значение для музыкальной культуры Осетии» (Ярославль)
Ашхотов Беслан Галимович, доктор искусствоведения, профессор, проректор по учебной работе Северо-Кавказского государственного института искусств «О вербализирующих признаках ассонансного текста в сольно-групповом пении у народов Кавказа» (Нальчик, Кабардино-Балкария)
Таказов Федар Магометович, кандидат филологических наук, заведующий отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра «Владикавказский научный центр РАН», Владикавказ, Северная Осетия); Таказова Алана Федаровна, композитор, стажер-исследователь отдела искусств Северо-Кавказского института кавказоведения и иранистики (Москва) «Семиозис нарратива, мелодика и метроритмика мифологических и легендарных песен осетин (из собрания Б. Галаева)»
Рязанова Нина Петровна, музыковед, источниковед, кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «П. Б. Рязанов в диалоге с музыкальными культурами народов Кавказа» (Санкт-Петербург)
Рубан Наталья Леонидовна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки «А. Н. Черепнин в художественном пространстве Грузии (1918–1921)» (Нижний Новгород)
Гучев Замудин Лелович, музыкант-исполнитель, этномузыколог, заслуженный художник РА, преподаватель фольклорного отделения по классу традиционной двухструнной адыгской скрипки-шичепшина Адыгейской республиканской детской школы искусств им. К. Х. Тлецерука. Презентация «Атласа черкесского (адыгского) шичепшина» (Майкоп, Адыгея)
17.00 Открытие выставки «АСЛАН-ГИРЕЙ ГАЛАТИ (1889–1976)»
Выступление кандидата филологических наук, заслуженного деятеля культуры РСО-А, президента Центра «Со-действие» Лианы Павловны Гаглойте «Тропой Галати: биографический очерк о Борисе Галаеве» (Цхинвал, Южная Осетия)
Показ фильмов режиссера В. Е. Валиева:
документальный фильм «Советская Юго-Осетия», музыка Б. А. Галаева;
фрагменты из художественного фильма «Фатима», музыка Б. А. Галаева;
документальный фильм «Искусство, рожденное в горах», музыка Б. А. Галаева
Показ документального фильма В.Федько «Люди грома» (1991–1999)
18.00 Кофе-брейк
19.00 КОНЦЕРТ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ КАВКАЗА
Вторник, 4 декабря
11.00 Зеленый зал
Пленарное заседание ведут В. Ф. Федько, Ф. М. Таказов
Вишневская Лилия Алексеевна, музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской республики «Cовременная практика бытования черкесской народной песни: о творчестве джегуако Алия Черкесова» (Россия, Саратов)
Батагова Татьяна Эльбрусовна, музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств РСО-А, РЮО «Творчество и эстетические взгляды Б. Галаева в контексте развития отечественной музыкальной культуры XX века» (Москва)
Басиева Фариза Михайловна, заведующая Отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО–А «Биобиблиографический указатель «Борис Галаев. Основоположник осетинской музыки» (Владикавказ, Северная Осетия-Алания)
Тавлай Галина Валентиновна, музыкант-исполнитель, музыковед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств «Становление аналитической нотации Е. В. Гиппиуса: сравнительный анализ сборников «Осетинские народные песни» Б. А. Галаева и «Песни белорусского полесья» З. В. Эвальд» (Санкт-Петербург)
Шахназарова Патит Тайгибовна, музыковед, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования Дагестанского государственного педагогического университета, руководитель Центра изучения музыкального фольклора Дагестана. «Некоторые особенности вокальной музыки аварцев» (Махачкала, Дагестан)
Кейтлин Алина Викторовна, музыкант-исполнитель, магистр Иерусалимской академии музыки и танца «Песенно-поэтическое творчество евреев Кавказа (Кабардино-Балкария и Дагестан): взгляд с Земли Обетованной» (Иерусалим, Израиль)
Габараев Андрей Николаевич, кандидат технических наук «Технология обработки аналоговых записей, их перенос в цифровую систему и формирование мирового банка фольклорного наследия» (Цхинвал, Южная Осетия).
Кумехова Людмила Евгеньевна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории и теории музыки Северо-Кавказского государственного института искусств «Профессиональное композиторское творчество Кабардино-Балкарии в историческом контексте: прошлое и настоящее» (Нальчик, Кабардино-Балкария)
Попова Ирина Степановна, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; Гаглоева Диана Кахаберовна, студентка 3 курса отделения этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. «Причитания в системе похоронно-поминальной обрядности осетин» (Цхинвал, Южная Осетия, Санкт-Петербург)
14.00–15.00 Перерыв
16.00 Культурная программа
Среда, 5 декабря
11.00 Зеленый зал
Пленарное заседание ведут В. Ф. Федько, Ф. М. Таказов
Сербина Наталия Васильевна, этномузыковед, музыкант-исполнитель, кандидат искусствоведения «Некоторые параллели творчества джегуако и украинских лирников» (Киев; Москва)
Федько Виталий Филиппович, музыкант-исполнитель, композитор, этномузыколог, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Хъисын-фандыр и бинарная символика Нартиады» (Санкт-Петербург)
Кабисов Сармат Владимирович, музыкант-исполнитель, завуч Цхинвальского музыкального училища им. Ф. Алборова, студент Московского государственного института культуры «Классификация приемов игры на осетинской гармонике» (Цхинвал, Южная Осетия)
Челеби Фаик Ибрагимович, музыкант-исполнитель, доктор искусствоведения, профессор кафедры палеоазиатских языков Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Цикл мелодий “Кёроглу” в искусстве азербайджанских зурначей» (Санкт-Петербург)
Гучев Замудин Лелович, музыкант-исполнитель, этномузыколог, заслуженный художник РА, преподаватель фольклорного отделения по классу традиционной двухструнной адыгской скрипки-шичепшина Адыгейской республиканской детской школы искусств им. К. Х. Тлецерука «Адыгейский традиционный двухструнный шичепшин в системе дополнительного образования» (Майкоп, Адыгея)
Нагороков Казбек Рамазанович, музыкант-исполнитель, аспирант Адыгейского государственного университета «Из опыта реконструкции черкесских (адыгских) инструментальных наигрышей и народных песен, извлеченных из государственных архивов Франции и Англии (1911–1913)» (Майкоп, Адыгея)
Гаджиева Айшат Ахмедовна, этноинструментовед, научный сотрудник высшей категории Отдела специализированного хранения Российского этнографического музея «Музыкальные инструменты народов Кавказа в собрании Российского этнографического музея: проблемы атрибуции» (Санкт-Петербург)
Булатова Динара Айдаровна, этноинструментовед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств «Карачаево-балкарский къыл къобуз в контексте традиционной смычковой культуры народов Кавказа» (Санкт-Петербург)
14.00–15.00 Перерыв
15.00 Зеленый зал
Пленарное заседание ведут А. Н. Никаноров, А. Н. Габараев
Тимошенко Алиса Анатольевна, музыковед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств «Музыкальный Петербург и его значение в моде на «русский стиль» начала ХХ века » (Санкт-Петербург)
Брославская Татьяна Владимировна, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая Кабинетом истории национальных музыкальных культур Санкт-петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова «Эпическая музыкальная трагедия на античный лад» в творчестве Захария Палиашвили и некоторые параллели в музыке ХХ столетия (на материале петербургских премьер)» (Санкт-Петербург)
Сень Марина Адольфовна, режиссер, театровед, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств «Об одном эпизоде из музыкальной летописи Кабардино-Балкарии (премьера кантаты А. Шортанова, А. Авраамова “Счастье народное” к 15-летию Кабардино-Балкарской АССР)» (Санкт-Петербург)
Трубинов Пётр Юрьевич, кандидат искусствоведения «Песни Кавказа — концертная программа Ленинградской капеллы под управлением М. Г. Климова» (Санкт-Петербург)
Воинова Марина Владиславовна, музыкант-исполнитель, композитор, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Ширвани Чалаев: штрихи к портрету композитора» (Москва)
Никаноров Александр Борисович, музыковед-кампанолог, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств «Проблемы изучения региональных традиций колокольных звонов» (Санкт-Петербург)
Александрова Надежда Викторовна, этноинструментовед, композитор, музыкант-исполнитель, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств «Сведения об удмуртской музыкальной культуре в материалах Д. К. Зеленина» (Санкт-Петербург)
Красова Маргарита Владимировна, аспирант сектора инструментоведения Российского института истории искусств «Некоторые аспекты церковно-певческих традиций Грузии» (Санкт-Петербург)
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ
Бепиева Наира Ираклиевна, доктор филологических наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили, Попиашвили Нино Автандиловна, доктор филологических наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили «Из истории осетинской народной музыки» (Тбилиси, Грузия)
Кулапина Ольга Ивановна, музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова «Формы остинатности в гурийском многоголосии» (Саратов)
Тадтаев Григорий Леонидович, ассистент-стажер кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова «Уникальное наследие осетинского народа: хъисын-фандыр» (Санкт-Петербург)
Тихомирова Анна Борисовна, композитор, преподаватель кафедры теории и истории музыки Свердловского областного музыкального училища им. П. И. Чайковского «Модель «творческого поведения» традиционного музыканта в «зеркале» симфонической партитуры Авета Тертеряна» (Екатеринбург)
Сокаева Диана Вайнеровна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра «Владикавказский научный центр РАН») «Звук-крик-музыка-молчание в осетинских волшебных сказках» (Владикавказ, Северная Осетия-Алания)
Председатель оргкомитета — И. В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши;
Руководитель проекта: М. А. Сень, н. с. сектора инструментоведения РИИИ;
Н. В. Александрова, н. с. сектора инструментоведения РИИИ (секретарь оргкомитета),
А. А. Тимошенко, с. н. с. сектора инструментоведения РИИИ, кандидат искусствоведения.
Опубликовано: 3 декабря 2018 / Обновлено: 26 декабря 2018