МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > IΧ Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения»

IΧ Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения»

1–2 июня 2015 года сектор инструментоведения РИИИ провел IX Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения». Научный форум посвящен широкому кругу актуальных проблем современной органологии науки о музыкальных инструментах и инструментальной музыке. В конгрессе приняли участие ученые из разных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Краснодар и др.) и стран мира (Украина, Казахстан, Эстония, Китай). Среди основных направлений конгресса — академическое инструментоведение и этноинструментоведение, музыкальная акустика,  теория и история исполнительства, музыкальная археология, кампанология, современные аудио-визуальные технологии в музыке и искусствознании.

 

Программа

Понедельник, 1 июня 2015 года

11.00 Регистрация участников конференции

11.30 Зеленый зал

Открытие конференции. Приветственное слово директора РИИИ Е. В.Третьяковой

Приветственное слово зав. сектором инструментоведения, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств Украины и Польши, академика РАЕН И. В. Мациевского

11.45–14.30 Утреннее заседание Ведущая: Д. А. Булатова

Валерий Александрович Свободов, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Открытие Р. И. Грубера и его значение для современного инструментоведения

Пернебек Шегебаев, кандидат искусствоведения, декан факультета музыки Казахского национального университета искусств (Казахстан, Астана)

Вопросы  метроритма в домбровой музыке

Александр Борисович Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Колокольные звоны по старообрядческому Уставу Арсения (Швецова), епископа Уральского

Игорь Владимирович Мациевский, зав. сектором инструментоведения РИИИ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины и Польши, академик РАЕН (Санкт-Петербург)

Принципы обучения в современных летних  школах традиционной музыки

Виолетта Григорьевна Дутчак, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой народных инструментов и музыкального фольклора, профессор Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаныка (Ивано-Франковск, Украина)

Конструкция бандуры в контексте процессов академизации народных инструментов

Николай Александрович Кравцов, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ (Санкт-Петербург)

Классификация хроматических клавиатур клавишных инструментов

Павел Николаевич Кравчун, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры акустики физического факультета МГУ; главный смотритель органов Московского международного Дома музыки (Москва)

Оптимальное время реверберации для органных залов: тенденции и проблемы

Наталья Вадимовна Калентьева, аспирант сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Вперед, в прошлое! (о  тенденциях современного клавесиностроения)

Нартай Сагымбетулы Бекмолдинов, аспирант Казахской национальной академии искусств (Алматы, Казахстан)

Гимны Республики Казахстан: к проблеме семантического анализа

 

15.30–18.00 Белый зал. Дневное заседание Ведущая: И. А. Чудинова

Наталья Федоровна Клобукова (Голубинская), специалист по учебно-методической работе научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории им. П .И. Чайковского (Москва)

Древняя японская арфа куго: от воссоздания к возрождению

Наталья Борисовна Григорович, младший научный сотрудник МГК им. П. И. Чайковского (Москва)

Японская лютня сямисэн: история модификаций

Марина Юрьевна Горбунова, аспирант кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва)

О традиционных музыкальных инструментах военного оркестра Мехтер

Цюй Ва, преподаватель ННГК им. Глинки, преподаватель Института Конфуция при НГЛУ им. Добролюбова (Нижний Новгород)

Влияние стиля искусства Вэнжень на китайскую фортепианную музыку ХХ века

Виктор Ильич Акулович, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой оркестрового дирижирования СПбГИК, заслуженный деятель искусств РФ (Санкт-Петербург).

Гусельная культура в России начала ХХ века

Максим Иванович Карпец, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Балтийской академии информатизации, преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)

Симуляция фонографических архетипов в практике прикладной музыки как пример глобального процесса виртуализации пространства современного музыкального искусства

Марина Адольфовна Сень, младший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Радиоконцерты Арсения Авраамова

 

19.00 Зеленый зал

Концерт памяти Владимира Радченкова и Юрия Бойко

Исполнители:

Александр Кискачи (старинные флейты), Рустик Позюмский (виола да гамба), Георгий Благодатов (клавесин)

В программе — произведения Вивальди, Леклера, Телемана, Оттетера

 

Вторник, 2 июня 2015 года

 

11.00–14.00 Белый зал. Утреннее заседание. Ведущая: Н. В. Александрова

Динара Айдаровна Булатова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Кипчакский след в формировании смычковой культуры

Виталий Филиппович Федько, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, генеральный директор интернет-канала «Война и мир» (Санкт-Петербург)

Символизм традиционного аланского инструментария

Галина Валентиновна Тавлай, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ (Санкт-Петербург)

Явления инструментализма в песнях белорусско-польского пограничья

Надежда Викторовна Александрова, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Вопросы жанровой атрибуции в удмуртской инструментальной музыке

Елена Сергеевна Таникова, ведущий методист Дома офицеров Западного военного округа (Санкт-Петербург)

Влияние академического искусства на традиционную музыку мари (на примере инструментальных ансамблей первой половины ХХ века)

Игорь Владимирович Соловьев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск)

Проблемы терминологии саамского инструментализма: К вопросу перекрестных аналитических указателей

Полина Викторовна Марченко, дипломантка ПГК им. А. Г. Глазунова (Петрозаводск)

Функционирование кларнета в традиционном инструментализме этносов Карелии

 

15.00–18.00 Белый зал. Дневное заседание. Ведущая: А. А. Тимошенко

Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Инструментальная музыка и современная арттерапия

Елена Борисовна Воробьева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Сочинения П. Хиндемита 1920-х гг.: принципы формообразования и инструментовки

Галина Валерьевна Анохина, кандидат искусствоведения, преподаватель теоретических дисциплин и композиции Нижегородского музыкального колледжа им. М. А. Балакирева (Нижний Новгород)

«Знаки инструментального письма» в сочинениях Д. Куртага

Маргарита Владимировна Вахрушева, аспирант СПбГИКИ (Санкт-Петербург)

Испанская гитара как элемент взаимодействующих искусств (на примере андалузской  традиции)

Светлана Михайловна Смоляр, старший преподаватель кафедры народных инструментов СПбГИКИ (Санкт-Петербург)

Контонационные основы звукообразования на альтовой домре

Ирина Николаевна Смирнова, старший преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов ПГК им. А. К. Глазунова (Петрозаводск)

Две проекции блюзового лада

Мараев Владимир Николаевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философской антропологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург)

Плазматология балтийского псалтериума

Максим Владимирович Сергеев, кандидат филологических наук, фортепианный мастер, настройщик, реставратор, Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

«Музыкально-инструментальное производство» в России второй четверти XIX века

Татьяна Юрьевна Терехова, музыкант-исполнитель  (Екатеринбург)

Поиск идеала звучания хордофонов в творчестве уральского мастера В. М. Терехова

Алексей Андреевич Плотников, магистрант кафедры народных инструментов СПбГИКИ

О микроинтервалике на темперированных инструментах

 

Стендовые доклады:

Владислав Олегович Петров, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, член-корреспондент РАЕ (Астрахань)
Инструментальный театр Я. Ксенакиса: специфика исполнительского акционизма

Николай Николаевич Гаврюшенко, музыковед, методист и педагог-организатор ДШИ «Овация», доцент (Краснодар)

Орган и гонг как объекты сравнительной типологии музыки Запада и Востока (по концепции Г. А. Орлова)

Богдан Дмитриевич Киндратюк, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкознания и методики музыкального воспитания Института искусств Прикарпатского национального университета им. Василия Стефаника, директор Центра исследования звонарства (Ивано-Франковск, Украина)

Звонарская культура Украины

Гулджахон Юссуфи, кандидат искусствоведения, доцент Вильяндской академии культуры Тартуского университета (Вильянди, Эстония)

Формы обучения в традиционной инструментальной культуре Припамирья

Ангелина Сергеевна Алпатова, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки РАМ им. Гнесиных (Москва); Владимир Иванович Лисовой, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки музыкального факультета РГСАИ (Москва)

Звуковые реконструкции Кайсы Лунд

Александр Сергеевич Ярешко, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, академик Российской академии естествознания (Саратов)

О традиции православных колокольных звонов: к проблеме стабильности

Алевтина Анатольевна Михайлова, доктор искусствоведения, профессор кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, доцент (Саратов)

Саратовская гармоника: к проблеме межкультурных интеграций

 

 Оргкомитет оставляет за собой право менять порядок докладов на конгрессе.

Оргкомитет конгресса:

Председатель оргкомитета доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ И. В. Мациевский;

члены оргкомитета — ведущий науч. сотр. сектора инструментоведения, доктор иск. В. А. Свободов, ученый секретарь сектора инструментоведения, канд. иск. И. А. Чудинова, старшие науч. сотр. сектора инструментоведения, канд. иск. А. Б. Никаноров, канд. иск. Д. А. Булатова, науч. сотр. сектора инструментоведения Н. В. Александрова, младший науч. сотр. сектора инструментоведения М. А. Сень, аспиранты сектора инструментоведения Н. Калентьева, К. Евсеева, С. Шувалов.


Опубликовано: 1 июня 2015 / Обновлено: 4 июня 2015