МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > А. Л. Казин. Стратегические принципы Российского института истории искусств

А. Л. Казин. Стратегические принципы Российского института истории искусств

Стратегия Российского института истории искусств формулирует его предназначение, цели и задачи его деятельности, основные направления его развития на обозримую перспективу.

Сегодня мир вообще, и Россия в частности, переживает один из переломных периодов своей истории. Закат Запада, констатированный Ницше и подробно описанный Шпенглером и Хайдеггером, стал очевидным фактом. В Европе более не актуальна христианская традиции, святыни Отечества и семьи почти утрачены. В центре западной цивилизации располагается самодовлеющий человек, не признающий никого, кроме самого себя. Рационализм — самодостаточный конечный рассудок — не различает духовных ценностей. Как гениально предвидел Достоевский, «свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим: “Да, вы были правы, вы одни владели тайной, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих”». Дело тут не только в транснациональных корпорациях, снимающих любые границы — от географических до моральных — для своих капиталов. В XXI веке мы встречаемся с глобальной культурой зла, которую своей волей творят носители люциферианского выбора в истории. Антихристианская цивилизация вошла сегодня в свою завершающую гедонистическую фазу, предвещающую в обозримом будущем гностическую «культуру смерти». Пламя над собором Парижской Богоматери — не единственный ее символ.

Что касается российской культуры, то здесь ситуация иная. В отличие от Запада, в основном уже определившегося, и в отличие от Востока, которому в известном смысле не надо определяться (ритуал всегда равен себе), России как срединной цивилизации материка, сочетающей в себе динамику Европы и устойчивость Азии, постоянно приходится делать судьбоносный выбор между духовным восхождением и нисхождением, между классикой, модерном и постмодерном. За последние годы в России многое удалось вернуть на свое законное место, начиная от имени Бога в Конституции и до признания семьей союза мужчины и женщины. Однако в целом ситуация тревожная. Нет сомнения, что Россия найдет себе место в новом многополярном мире, особенно если Китай, Индия и страны Ислама помогут ей в этом. Так или иначе, Россия до сих пор является альтернативой той «цивилизации вечера» (Abendland) которая стремительно мчится ныне в трансгуманистический ад.

Главная функция науки об искусстве — и самого искусства — в таких условиях — открытие новых горизонтов, новых знаний, способных сохранить человеческий мир в рамках положительных ценностных представлений о нем, видеть мир в Божьем луче, как сказал бы И. А. Ильин. Искусствоведческая наука призвана сделать все необходимое для углубления духовной сферы жизни России, подлинного просвещения качества жизни ее граждан.

Российский институт истории искусств (РИИИ), созданный в 1912 году графом В. П. Зубовым — первое и старейшее научно-исследовательское учреждение страны в области искусствознания. Русская наука об искусстве всегда отличалась мировоззренческим подходом к художественной деятельности, исходя из трактовки искусства как ключевого элемента жизни человека и общества, тесно связанного с его базовыми цивилизационными установками. В своей речи на Валдайском форуме в 2013 году Президент России В. В. Путин, цитируя К. Н. Леонтьева, подчеркнул, что Россия «всегда развивалась как “цветущая сложность”, как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России». Россия — не Восток и не Запад, не Азия и не Европа, но самостоятельная евразийская цивилизация восточнохристианского типа, что было вновь подтверждено в недавнем выступлении Президента 30 сентября 2022 года, представляющем собой краткий очерк искомой национальной идеологии. Таким образом, Российский институт истории искусств имеет своим предназначением построение системы теоретической и образовательной деятельности, определяемой наличием многовековой художественно-культурной традиции российской цивилизации в её связи с творческими достижениями других дружественных цивилизаций. Сохранение национального культурного кода сегодня выступает гарантией достойного будущего нашей страны. Единство ее ценностного пространства — такая же культурно-историческая и социальная непреложность, как ее территориальная целостность.

Понятие искусство включает в себя широкий спектр творческих практик, от классической музыки, литературы и театра до новейших созданий мультимедийных технологий. Сущность искусства от этого не меняется — создание и восприятие произведений, обладающих эстетической и нравственной ценностью в соответствии с культурными традициями и достоинством народов Российской Федерации. Указанная ценность, относящая произведение искусства к области духовной культуры, ее норм и образцов, отличает его от не-художественных продуктов, принадлежащих к иным областям социальной деятельности — зрелищу, развлечению, рекламе и др. В первом случае имеет место вертикальный, стремящийся к истине-благу творческий акт, во втором — прикладной (информационный, развлекательный, коммерческий) проект. Смешение их друг с другом является наиболее частой ошибкой культурной политики, равно как и художественной практики. История, теория и практика художественной деятельности неразделимы. В условиях гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы творчества РИИИ как активный проводник государственной культурной политики в качестве приоритетов научных исследований определяет те направления искусства, которые руководствуются указанными нормами и целями.

В соответствии с изложенными принципами, целями и задачами строится Сводный план фундаментальных научных исследований Российского института истории искусств до 2030 года.

Открывается Сводный план Направлением 1 — История искусства: становление российской художественной идентичности. В центре внимания данного направления такие ключевые для нашей национальной культуры темы, как Древнерусская гимнография; Церковное искусство монастырей и храмов; Музыкальный Петербург XVIII–XXI веков; Театральный Петербург XVIII–XXI веков; Ценностные основания и структура художественного произведения в смысловом пространстве русской культуры. Последний тематический раздел призван на философско-эстетическом уровне обобщить исследования духовных истоков и корней актуальной художественной культуры России от Крещения Руси и византийского наследия вплоть до противоречивых процессов XXI века. Таким образом, история отечественного искусства предстает как единый (континуальный) процесс накопления культурных ценностей и разрешения возникающих между ними противоречий. По такому же принципу строятся и последующие разделы Сводного плана, включающие в себя такие направления, как История, теория, методология искусствознания; Методологические проблемы искусствознания; Классики отечественного и мирового искусствознания; Современное состояние и тенденции мирового искусствознания, и другие. Особое значение в этой связи приобретают такие разделы, как Этноискусствознание, Фольклористика, Музыкальная антропология и Музыкальные культуры народов Евразии. Россия как евразийская держава всегда имела тесные связи с восточноазиатскими странами и их древними культурами. В наше время стратегическая важность указанных связей значительно возрастает.

 

А. Л. Казин

доктор философских наук, профессор,

научный руководитель РИИИ