Семинар «Мир Георгия Свиридова»
В понедельник,26 марта, в РИИИ состоялся семинар «Мир Георгия Свиридова» (из цикла «Ценностные основания русской художественной культуры»). Ведущий семинара — доктор философских наук, профессор А. Л. Казин. В рамках семинара прошла презентация изданных томов Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова, подготовленных Национальным Свиридовским фондом.
«Георгий Васильевич Свиридов — русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры» (академик Д. С. Лихачев). Его музыка подкупает своей естественностью, соразмерностью природным явлениям и человеческим переживаниям. Сложность современной жизни оказалась запечатленной в кратких мелодических символах, поражающих своей простотой и одновременно насыщенностью содержания. Свиридовские песни и хоры — это певучее сердце России ХХ века, пережившей череду революций, войн, смену социально-политических систем, потерявшей бессчетное число людей и при этом первой проложившей человечеству дорогу в Космос.
Георгий Свиридов проделал долгий духовный путь. Как композитор, он формировался под сильным воздействием ленинградской композиторской школы и начинал с симфоний, концертов, трио, квартетов. В его ранних инструментальных сочинениях отразилось его увлечение музыкой композиторов Ассоциации современной музыки, музыкой западного неоклассицизма, Стравинского, Хиндемита. Большое влияние своим творчеством оказал на него его учитель по классу композиции в консерватории Д. Д. Шостакович. Между тем в своем первом сочинении — цикле пушкинских романсов (1935) проявилось тяготение Свиридова к вокальным жанрам, к яркой, запоминающейся мелодии. В зрелом возрасте, после войны и под ее влиянием, определилась главная тема творчества композитора. Как он сам заметил: «я хочу создать миф: Россия. Пишу все об одном, что успею, то сделаю. Сколько даст Бог». Завершил свой творческий путь Свиридов замыслом большой православной оратории «Из литургической поэзии».
Хотя Свиридов принадлежит к числу композиторов-классиков ХХ века, его творчество остается в известной степени загадкой. В личном архиве композитора сохранилось большое количество произведений, как завершенных, так и сохранившихся в фрагментах. Открытием стало литературное наследие композитора. Изданная издательством «Молодая гвардия» книга Свиридова «Музыка как судьба» (2002 и 2017) дала возможность познакомиться со Свиридовым-мыслителем, кругом его наблюдений и оценок разных фактов и явлений жизни страны, отечественной и мировой культуры.
Предлагаемое широкому кругу музыкантов и любителей музыки издание Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова вбирает в себя практически все из наиболее ценного, что было создано композитором и зафиксировано им на бумаге или на аудиокассете. Помимо неоднократно издававшихся произведений, получивших широкое распространение и всеобщее признание, в него вошло большое число произведений, ранее никогда не издававшихся. Так, уже изданы Первая симфония (1937), фортепианный квинтет (1945) и струнный квартет (1946), поздний хоровой цикл «Песнопения и молитвы» на слова из литургической поэзии (1980–1997).
Изданные десять томов Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова представил директор Свиридовского института, президент Национального Свиридовского фонда, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Белоненко.
Прозвучали отрывки из произведений Г. В. Свиридова.
В работе семинара приняла участие доктор культурологии, доцент Санкт-Петербургского университета О. Б. Сокурова.
«Мир Георгия Свиридова» (Санкт-Петербургские ведомости):
«Мир Георгия Свиридова»
Так называется семинар, который состоится сегодня в 16.00 в Зеленом зале Российского института истории искусств. Ведущий семинара — доктор философских наук профессор А. Казин. В рамках семинара пройдет презентация изданных томов полного собрания сочинений Георгия Свиридова, подготовленных Национальным Свиридовским фондом.
Это издание полного собрания сочинений вобрало в себя практически все из наиболее ценного, что было создано композитором и зафиксировано им на бумаге или на аудиокассете. Помимо широко известных работ в него вошло большое число произведений, ранее никогда не издававшихся. Так, уже изданы Первая симфония (1937), фортепианный квинтет (1945) и струнный квартет (1946), поздний хоровой цикл «Песнопения и молитвы» на слова из литургической поэзии (1980–1997).
Изданные десять томов полного собрания сочинений композитора представит директор Свиридовского института президент Национального Свиридовского фонда Александр Белоненко.
Опубликовано: 26 марта 2018 / Обновлено: 29 марта 2018