Семинар «Творчество Ивана Вышнеградского в драматургическом и синестетическом аспектах»
28 мая 2025 года в 16.00 в Белом зале Российского института истории искусств состоится семинар «Творчество Ивана Вышнеградского в драматургическом и синестетическом аспектах» (цикл «Современный светозвуковой инструментарий»), посвященный творчеству русского и французского композитора, одного из пионеров четвертитоновой музыки — Ивана Александровича Вышнеградского (1893–1979).
В программу семинара включены доклады Д. Буччо и О. Колгановой о драматургической и синестетической сторонах творчества композитора, а также презентация 3D-реконструкции Храма сверхискусства, задуманного автором в 1916 году (дизайнер А. Александрина, научные консультанты — Д. Буччо, О. Колганова, А. Спиридонова). Проект Храма создавался Вышнеградским для исполнения его главного сочинения — «День бытия» — на протяжении нескольких десятилетий. В своих ранних трудах, будучи увлеченным идеями сверхискусства, композитор писал: «Сверхискусство есть предел и Великое воссоединение всех искусств, воссоединение того, что стало отдельными искусствами» (Иван Вышнеградский: Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. Кн. 2 / Сост. и ред. А. Л. Бретаницкая, публ. Е. Г. Польдяева. М.: Композитор, 2001. С. 66). Чтобы реализовать задуманное, И. Вышнеградский стремился проявить себя в разных направлениях — учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета, проходил курс композиции в Петербургской консерватории, посещал класс К. Петрова-Водкина в Академии художеств, сочинял стихи. 3D-визуализация Храма сверхискусства будет представлена в формате видеоролика, основанного на дневниковых записях композитора, его зарисовках внешних и внутренних контуров Храма, рисунках для светомозаики купола Храма.
В завершение программы семинара Д. Буччо и Д. Павлов исполнят четвертитоновые сочинения И. Вышнеградского.
В семинаре принимают участие:
Даниэле Буччо — исследователь, пианист, лектор, профессор Римской консерватории (2011–2017), PhD (Италия);
Ольга Колганова — кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств, руководитель АНО «Научно-просветительский центр “Арт-интеграция» им. М. С. Заливадного (Санкт-Петербург);
Анна Спиридонова — преподаватель Факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО (Санкт-Петербург);
Елена Фатьянова — кандидат искусствоведения, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Колледж “Звёздный”» (Санкт-Петербург).
Виктория Александрина — студентка четвертого курса Факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО (Санкт-Петербург);
Данила Павлов — обучающийся отделения дополнительного образования СПб ГБ ПОУ «Колледж “Звёздный”», лауреат Международных и Всероссийских конкурсов (педагог — канд. искусствоведения Е. А. Фатьянова) (Санкт-Петербург).
Программа семинара
О. Колганова. Проекты Храмов сверхискусства Ивана Вышнеградского и Николая Обухова
Д. Буччо. Вышнеградский синестет / Вышнеградский драматург
Презентация 3D-реконструкции Храма сверхискусства Ивана Вышнеградского (1916–2025). Дизайнер — В. Александрина; научные консультанты — Д. Буччо, О. Колганова, А. Спиридонова
Программа концертных выступлений
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫШНЕГРАДСКИЙ
Прелюдия № 1 из цикла «24 прелюдии в четвертьтонах в диатонизированной 13-звуковой хроматической гамме». Op. 22 (1934).
Транскрипция для двух клавишных синтезаторов Е. Фатьяновой и Д. Павлова.
Presto
Данила Павлов, синтезатор
2 pièces pour piano à micro-intervalles J. Carillo. Op. 44
[Две пьесы для фортепиано с микроинтервалами Дж. Карилло]. Первое исполнение в России
№ 1. Poeme en sixièmes de ton [Поэма в шестых тонах] (1958). Andante
№ 2. Etude en douzièmes de ton sur l’intervalle 17/12mes de ton [Этюд в двенадцатых тонах на интервале 17/12 тона] (1958–1972)
Deux pièces en tiers de ton. Pour piano à micro-intervalles de Julian Carillo. Оp. 48
[Две пьесы в третьем тоне. Для фортепиано с микроинтервалами Дж. Карилло]. Первое исполнение в России
№ 1. Prelude. [Прелюдия.] (1966)
№ 2. Etude. [Этюд.] (1966–1970)
Etude en forme de Scherzo en quarts de ton. Op. 20 [Этюд в форме Скерцо в четвертьтонах] (1932). Первое исполнение в России
Даниэле Буччо, синтезатор
Мероприятие пройдет в офлайн и онлайн форматах.
Для посещения мероприятия или получения ссылки на видеоконференцию необходимо зарегистрироваться по электронной почте kolganova.spb@gmail.com (Ольга Колганова). Вход по предварительной записи.
Опубликовано: 28 мая 2025