Пятая Международная научно-практическая конференция проекта «Искусство звука и света». «Музыка следует за светом…» К 150-летию со дня рождения Микалоюса Константинаса Чюрлёниса
29 сентября — 1 октября 2025 года Российский институт истории искусств, Клуб литовской этнокультуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Витурелис» и Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева проводят Пятую Международную научно-практическую конференцию научно-исследовательского проекта «Искусство звука и света». Тема этого года: «Музыка следует за светом…» К 150-летию со дня рождения Микалоюса Константинаса Чюрлёниса.
Темы, связанные со «зрительной музыкой и театральной оптикой» (А. А. Гвоздев), цветным слухом (В. Г. Каратыгин), «психофизиологией окрашенного звука» (С. А. Дианин, И. М. Андриевский), «светооркестром» и «светокрасочностью» (Г. И. Гидони, Г. М. Римский-Корсаков), «испытанием взаимодействия цвета и звука» (М. В. Матюшин), «световыми и звуковыми искусствами» (И. И. Иоффе) в Российском институте истории искусств активно разрабатывались в 1920–1930-е годы. С 2018 года исследование подобного рода тематики продолжилось в рамках проекта «Искусство звука и света». Помимо организации международных конференций, объединяющих представителей различных областей научного знания — искусствоведов, музыковедов, философов, киноведов, инструментоведов, этномузыкологов, а также специалистов по реализации светозвукового синтеза в современной художественной практике — светохудожников, светомузыкантов, композиторов, звукорежиссеров, проект включает в себя проведение ежегодного семинара «Современный светозвуковой инструментарий», издание коллективных исследований и сборников материалов конференций, подбор и проектирование экспонатов для выставок, связанных с искусством звука и света.
В 2018 и 2021 годах в Российском институте истории искусств состоялись две международные конференции, посвященные общей проблематике искусства звука и света — слухозрительной синестезии; свету, цвету и звуку в традиционной культуре; символике звука и света в изобразительном искусстве и музыке; свето- и цветозвуковым концепциям композиторов и художников XX века; звуку и изображению в искусстве кино; звуку и свету как элементам сценического пространства; теории и практике светомузыки и др. Третья конференция прошла в Казани (Фонд «Галеев-Прометей») и селе Владимирское Нижегородской области (2023, Центр развития светозвукового искусства имени С. М. Зорина «Зорин-арт») в объединенной серии «Искусство звука и света: Галеевские чтения». Четвертая конференция из той же серии состоится в Казани 2–6 июля 2025 года.
Пятая конференция проекта посвящена 150-летию композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875–1911). В название конференции вынесена фраза из письма художника к его будущей жене — писательнице и поэтессе Софии Кимантайте (Санкт-Петербург, 28 ноября 1908 года). «Muzyka idzie za światłem i cihnie» (в пер. с польск. яз. — «Музыка следует за светом и затихает»), пишет Чюрлёнис, характеризуя один из фрагментов вступления к неоконченной им опере «Юрате».
В центре внимания конференции — четыре направления, в рамках которых возможна следующая тематика:
I. Музыкально-живописная концепция творчества М. К. Чюрлёниса
М. К. Чюрлёнис: что он знал о Солнце?
Солярная символика в музыке и живописи М. К. Чюрлёниса;
Звучащий космос М. К. Чюрлёниса;
Цветной слух М. К. Чюрлёниса;
Голоса Храмов света М. К. Чюрлёниса: орга́ны и колокола;
Архитектурные мотивы в творчестве М. К. Чюрлёниса;
Творчество М. К. Чюрлёниса и русская иконопись;
М. К. Чюрлёнис и театр;
М. К. Чюрлёнис и поэзия;
Современники о музыкально-живописной концепции творчества М. К. Чюрлёниса.
II. М. К. Чюрлёнис в кругу современников-единомышленников
М. К. Чюрлёнис и М. В. Матюшин: равновеликость музыкальной и художественной концепций;
М. К. Чюрлёнис и К. Д. Бальмонт: Гимн солнцу;
Философские концепции М. К. Чюрлёниса и А. Н. Скрябина;
«Звучащие» картины М. К. Чюрлёниса и В. В. Кандинского;
М. К. Чюрлёнис и Н. К. Рерих.
III. М. К. Чюрлёнис и Петербург
М. К. Чюрлёнис: петербургский период;
М. К. Чюрлёнис и М. В. Добужинский;
Семейные древа Чюрлёнисов и Зубовых;
Петербургские авторы о М. К. Чюрлёнисе.
IV. Последователи М. К. Чюрлёниса в мировой художественной культуре первой половины XX века
Приветствуются также другие темы, посвященные творчеству М. К. Чюрлёниса.
Конференция проводится с 29 сентября по 1 октября 2025 года в Российском институте истории искусств, основанном в 1912 году графом Валентином Платоновичем Зубовым. Семейные древа Чюрлёнисов и Зубовых переплелись после женитьбы архитектора В. В. Зубова на дочери М. К. Чюрлёниса Дануте-Софии Чюрлёните.
Предполагаемые форматы выступлений — доклады, сообщения, показы аудиовизуальных композиций по мотивам творчества К. М. Чюрлёниса. В рамках демонстрационной программы запланирована презентация документального фильма «Исчезающие картины, или Наш Брат Чюрлёнис» (93 мин., 2025), встреча с режиссером фильма — И. Куниловым (Екатеринбург), а также научным консультантом и одним из героев фильма — автором книг о М. К. Чюрлёнисе Ю. Шенявским. В концертной программе конференции прозвучат сочинения К. М. Чюрлёниса в оригинальных инструментальных версиях и в переложении для ансамбля инструментов. Завершит конференцию презентация проекта Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева «Истоки медиаискусства в России. ХХ век», посвященного отечественным художникам, композиторам, ученым XX века, в творчестве и изобретениях которых прослеживается влияние музыкально-живописных идей Чюрлёниса.
Конференция состоится в очно-дистанционном формате в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5) и на платформе Контур.Толк. Заявки на участие в конференции (в т. ч. материалы [тезисы/рефераты] докладов объемом от 5000 до 10000 знаков) принимаются до 3 августа 2025 года по электронным адресам: kolganova.spb@gmail.com, instrum_conf@mail.ru (форму заявки и требования к оформлению материалов см. в приложении). Сборник материалов планируется издать к началу проведения конференции. По итогам конференции будет выпушена коллективная монография.
Состав оргкомитета
Ольга Колганова — кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург).
Анастасия Максимова — кандидат исторических наук, доцент Казанского (Поволжского) Федерального университета, руководитель Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Б. Галеева (Казань).
Людмила Кашина — независимый исследователь, руководитель Клуба литовской этнической культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Витурелис» (Санкт-Петербург).
Даниэле Буччо — PhD, исследователь, пианист, лектор, профессор Римской консерватории (2011–2017) (Кремона, Италия).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ (ТЕЗИСОВ/РЕФЕРАТОВ) ДОКЛАДОВ
Опубликовано: 29 сентября 2025