Международная научно-практическая конференция «Аудиальное пространство, жест, традиция»
20 декабря 2023 года сектор инструментоведения РИИИ провел Международную научно-практическую конференцию «Аудиальное пространство, жест, традиция».
«Культуру и искусство можно рассматривать как деятельность организации пространства, а жест — образует пространство, вызывая в нем натяжение и искривляя его, или же знаменует уже реально присутствующее в нем натяжение и кривизну». Эта мысль Павла Флоренского, высказанная в начале прошлого века, предшествовала началу глобальной трансформации художественной практики и понимания художественных процессов, приведших к новой аудиовизуальной и психосоматической бытийности искусства в наши дни. Аудиальность жеста и иконографика музыки, хорография танца и жестуальность актерского слова, жест в экранных искусствах и телесность слухового восприятия, литургический жест и каллиграфия — все эти аспекты нового осознания технологии творчества сегодня становятся все более актуальными. Однако сущность жеста раскрывается лишь в глубокой перспективе этнической традиции и истории культуры, поэтому разговор о жестуальной сущности искусства может быть плодотворен лишь при сопоставлении исследовательских взглядов, подходов и опыта ученых, действующих в различных областях исторического и актуального искусствознания. Этот разговор станет еще более полезен, обогатившись живым прикосновением к творческим открытиям и артистическим практикам.
Конференция прошла в очном режиме с возможностью подключения онлайн.
ПРОГРАММА
11.00 Бабичева Елена Викторовна, профессор кафедры оперной подготовки Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва). — Выразительность психологического жеста в музыкально-этюдной практике сценической подготовки вокалистов
11.20 Глазунова Наиля Нигматовна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Тайные смыслы жестов в этнической хореографии
11.40 Нестеренко Татьяна Николаевна, хореограф, старший преподаватель музыкальных и хореографических дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета (Майкоп, Республика Адыгея). — Смысловые коды современной хореографической пластики
12.00 Джиоти Коста Нодарович, хореограф, соискатель Адыгейского государственного университета (Цхинвал, Республика Южная Осетия). — Перевод вербального текста в танцевальный в практике осетинского народно-сценического танца
12.20 Букина Татьяна Вадимовна, музыковед и культуролог, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург). — Кинестетические истоки концепции «звучащего вещества» Б. В. Асафьева
12.40 Алпатова Ангелина Сергеевна, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных; Лисовой Владимир Иванович, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Российской государственной специализированной академии искусств (Москва). — К проблеме аудиовизуального пространства в проектах «Увидеть музыку» Игора де Гандариаса
13.00 Ковалевский Георгий Викторович, музыковед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — «Совет превечный». Стихира Благовещения Пресвятой Богородицы в партитуре оперы А. Кнайфеля «Алиса в стране чудес»: от слова к музыке и жесту
13.20 Березовчук Лариса Николаевна, кандидат искусствоведения, Российский институт истории искусств, старший научный сотрудник сектора кино и телевидения (Санкт-Петербург). — Звуковое пространство в фильме: смысловое поле понятия и выход за его пределы
13.40 Мыльников Денис Юрьевич, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник сектора кино и телевидения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Художественные функции жеста в эпоху немого кино (на примере анализа фильма «Эльдорадо» М. Л’Эрбье)
14.00–15.00 Обед
15.00 Карпец Максим Иванович, композитор, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Музыкальный жест в эпоху симуляции
15.20 Сень Марина Адольфовна, режиссер, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Морфология музыкального инструмента: жестуальность и ее формы
15.40 Зиновьева Лариса Павловна, хоровой дирижер, соискатель сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Аудиальная сущность дирижерского жеста в организации музыкального пространства
16.00 Порфирьева Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Вокальный жест и оперный танец — о единстве музыкально-пластического в старинной опере на примере нескольких современных постановок
16.30 Научный семинар «Слушание жеста в литургическом искусстве»
Чудинова Ирина Анатольевна, кандидат искусствоведения, доктор богословия, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Жестуальность письма и слушание слова в византийском и древнерусском монастырском искусстве
Мосягина Наталья Викторовна, кандидат искусствоведения, музыковед-медиевист, исполнитель, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, руководитель ансамбля «Ключ разумения» (Санкт-Петербург). — Язык тела и жеста в богослужебном пении: Исполнительский опыт
Серегина Наталья Семеновна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Хейрономический жест и большие ипостазы кондакарной нотации
Организационный комитет:
Ирина Анатольевна Чудинова, кандидат искусствоведения, доктор богословия, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств;
Марина Адольфовна Сень, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств.
Опубликовано: 20 декабря 2023 / Обновлено: 14 января 2024