Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Положение русского языка в современном мире» («Ценностные основания русской художественной культуры»)

Семинар «Положение русского языка в современном мире» («Ценностные основания русской художественной культуры»)

В среду, 6 марта, в РИИИ состоялся очередной семинар из цикла «Ценностные основания русской художественной культуры». Ведущий — и. о. директора РИИИ, доктор философских наук А. Л. Казин.

С сообщением «Положение русского языка в современном мире» выступил Рустэм Анасович Гимадеев, кандидат филологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, главный библиограф Отдела формирования информационных ресурсов Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

  1. Церковнославянский язык как икона греческого. Определяющая роль церковнославянского в выработке и бытовании литературного русского языка. Особенное и своеобразное место письма и письменности в русской цивилизации. Конгениальность русского литературного языка греческому и высокий уровень сакрализации русской письменности.
  2. Главнейшие особенности, противоречия и болезни в бытовании русского языка.
  3. Языковая катастрофа 1850-х–1920-х годов как следствие и причина общественной и мировоззренческой катастрофы.
  4. Миф о едином языке коммунистического рая и подготовка русского языка к уничтожению в первое пятнадцатилетие коммунистического режима: насаждение учения о «классовой» сущности языка, письма и словесности; «реформа» правописания; остановленная в последний момент отмена кириллицы; централизованная и планомерная вульгаризация словаря; примитивизация грамматики; уничтожение науки о языке и замена ее «новым учением о языке»; расчленение тела русского языка измышлением новых языков. Борьба с русским языком как воплощение «прогрессивных чаяний» «передовой интеллигенции» предшествующего времени. Сохранение в скрытой или открытой форме всех основных действующих начал эпохи на протяжении всей советской и постсоветской истории.
  5. Остановка государственного механизма разрушения языка, попытки запуска реставрационных процессов в школе, обществе и науке. Их крах и начало современного этапа разрушения языка: создание административного мифа о «современном русском литературном языке».
  6. Существование русского языка в современности. Присоединение к внутренним факторам воздействия на язык внешних: начало открытой языковой борьбы за уничтожение национальных языков и замену их упрощенным вариантом английского языка. Все менее скрываемое разделение языков на враждебные (немецкий, русский, испанский, с 1990-х годов и французский) и временно поддерживаемые, или создаваемые, или реанимируемые (в пределах исторической России — «украинский», «белорусский», «сибирский», «поморский» и т. д.). Непризнание и неупоминание в СССР и РФ самого факта ведущейся языковой борьбы. Освежение административных мифов о «развитии языка», невозможности языкового строительства, предосудительности предписывания норм языку, уничтожение науки о языке и замена ее современными аналогами «нового учения о языке». Отсутствие или чисто декларативный характер законодательной защиты языка. Русский язык в современной начальной, средней и высшей школе. Принудительное лишение русского языка статуса языка науки. Качественные отличия современного отравления русского языка англицизмами от прежних эпох массовых заимствований. Создание симулякра англоязычной среды в городах. Разрушение интонационного и синтаксического строя русского языка.
  7. Международный опыт и теоретически мыслимые меры защиты языка. Борьба за русский язык как задача российской культуры.