Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Между изображением и текстом: Незнайка, Мурзилка и другие маленькие человечки»

Семинар «Между изображением и текстом: Незнайка, Мурзилка и другие маленькие человечки»

В среду 25 ноября в РИИИ состоялся семинар «Между изображением и текстом: Незнайка, Мурзилка и другие маленькие человечки» (из цикла «Актуальные проблемы современной культурологии и искусствознания»). Основным докладчиком выступил кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора актуальных проблем современный художественной культуры И. В. Вдовенко.

В 1883 году американский писатель и художник канадского происхождения Палмер Кокс опубликовал первый иллюстрированный поэтический рассказ о похождениях брауни — маленьких человечков. Они пробираются по ночам в мир больших людей и развлекаются в нашем мире, пока мы спим. Этот рассказ стал началом большой серии, в которую за 30 лет вошли 16 книг, несколько тысяч графических листов, кантата и театральная феерия. После смерти Кокса история брауни получила продолжение в виде двух серий комиксов, издававшихся корпорацией «Dell» до начала шестидесятых годов XX века, а также в виде нескольких серий, персонажи которых не были связаны с героями Кокса напрямую, но появились как вариации на тему «маленьких человечков» (Little People, Teenie Weenie и т. д.), альтернативные продукции «Dell».

Параллельно американской истории брауни с конца XIX века развивалась и русская. В 1887 году первую книгу Кокса «перевела» на русский язык сотрудница журнала «Задушевное слово» Анна Хвольсон. Причем «перевела», используя, по сути, не литературный текст, а иллюстрации, на основе которых ею была создана своя собственная история «лесных эльфов». Брауни Кокса в книге Хвольсон впервые получили имена — Мурзилка, Незнайка, Знайка, Дедко-Бородач, доктор Тюбик-Мазь и т. д. Русская серия про лесных эльфов выходила в издании Вольфа вплоть до 1917 года, а в советское время получила развитие в виде новых персонажей (Мурзилка Феде, Мурзилка Ямщиковой, Мурзилка Каневского, Мурзилка Степанцова и Райковского и т. п. вплоть до носовского Незнайки и поздних постсоветских вариаций Карлова, Татарникова или Вайпана).

Всего же за сто тридцать лет, прошедших с момента первого появления брауни Кокса, мы можем насчитать 24 героя, наследующих им в той или иной степени. Двадцать четыре самостоятельных образа, претендующих на единственность и аутентичность. Иногда они сменяют друг друга, иногда сосуществуют. Иногда под одним именем скрываются несколько персонажей, иногда персонаж, оставаясь самим собой, меняет имя.

Но всякий раз в формировании нового персонажа, нового образа участвуют как литературный текст, так и изображение. Причем часто участие это соревновательно: текст и изображение борются внутри серии, предлагая читателю (и зрителю) свои варианты и понимания того, каким должен быть герой.