Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Исследовательские методы визуальной антропологии (пастух и его музыка; опыт создания фильма)»

Семинар «Исследовательские методы визуальной антропологии (пастух и его музыка; опыт создания фильма)»

В понедельник, 21 мая, в РИИИ сектор фольклора провел очередной семинар «Исследовательские методы визуальной антропологии (пастух и его музыка; опыт создания фильма)» (цикл «Фольклористика, антропология, этнография»). Основным докладчиком выступил Михаил Горшков (Москва).

Вновь мы обращаемся к проблемам визуальной антропологии. Какие методы используются при съемках этнографического кино, какие средства предпочтительнее? Эти вопросы постоянно ставятся теми, кто снимает подобные фильмы. Наш сегодняшний разговор, однако, не касается готовой кинематографической продукции, результатов работы. Нас интересует другое: сам процесс съемки, включающий в себя и общение с человеком, и происходящее при этом сопутствующее изучение народной традиции. Какие проблемы возникают в подобном исследовании? Какие аспекты культуры в нем выявляются? Наш семинар призван если не дать готовые научные рецепты, то, во всяком случае, заострить сами вопросы, вызвать дискуссии. Проблема творческой личности здесь важнейшая; неизбежными оказываются этические, экологические, психологические аспекты ее изучения. Соприкосновению с человеком помогает камера. Съемка становится частью жизни. Процесс исследования обретает черты творчества, искусства.

 

Михаил Горшков:

Как снимался фильм, какие точки соприкосновения нашлись между пастухом и человеком с камерой?

Первый фильм о Тимофее Прокофьевиче Тихонове назывался «Пастух и его музыка». Два фрагмента были смонтированы еще в то время, когда я ездил к Тимофею Прокофьевичу. Это была проба, попытка рассказать о пастушеском рожке-жалейке, о музыке, о природе, человеке.

Это был совместный труд. Мы ходили в лес за материалом, делали и настраивали инструмент, искали лучшее место для съемки. У каждого был свой интерес. Прокопыч, однако, определял нашу общую задачу словами: «Мы должны сделать хорошую запись!»

Работа осталась незавершенной. Материал долго лежал в архиве. Потом фильмы разбирались, монтировались. Было очевидно, что это не один фильм и даже не серия фильмов. Книга с текстами, фотографиями и приложением? Мультимедийный диск? Во время монтажа отрывков проявлялась, становилась яснее и форма основного фильма.

Отдельными вопросами и размышлениями я хочу поделиться. В каком виде должны доходить до людей наши записи традиционных музыкантов? Что сопоставимого по красоте с теми песнями, которые нам спели, мы можем сделать?

Будет представлено несколько фильмов о пастухе из деревни Ново Кувшиновского района Тверской области. Рассказывает и играет на рожке Тимофей Тихонов.