МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Фольклор и композитор»

Семинар «Фольклор и композитор»

В понедельник 4 апреля в РИИИ прошел семинар «Фольклор и композитор» (из цикла «Фольклористика, антропология, этнография»).

Ученые, изучающие творчество М. П. Мусоргского, слушатели, обращающиеся к его музыке, ощущают пронизывающую ее трагедийность. В чем причина подобного рода восприятия?

Архитектоника, логика, пластика, темброформа традиционного плача-голошения, его искренняя, изначально «режущая слух» аффектация, острота, крайняя обнаженность переживания, такие качества структурного своеобразия, как «разорванность» формы, отделенность последующих интонационных посылов от предыдущих, музыкальные построения, не укладывающиеся сразу в заданные рамки ритмической формулы или замкнутой неизменной синтаксической структуры, становятся отличительными признаками стиля Мусоргского, определяющим организующим началом его музыкального мышления. Нисходящие интонации — секундовые, терцовые и более широкие — разрастающиеся в своей экстремальной эмоциональности, нестерпимом переживании вплоть до ноны и октавы, характерны для плачей родины Мусоргского — местной куньинско-великолукско-усвятско-невельско-россонско-городокской традиции.  Они оказываются читаемыми слухом и вполне сопоставимыми как с местными, так и шире — славянскими формами плача в силу природности, надэтничности, непосредственной выразительности интонаций, экспрессии, основанной на воздействии различного рода биоритмов, биовоздействий, естественных психосоматических реакций.

С основным докладом «Мусоргский и традиционные плачевые формы славян» выступила кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора Г. В. Тавлай.

Приглашаются все желающие.


Опубликовано: 4 апреля 2016