Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Драма “Борис Годунов”: уроки судьбы человека и государства»

Семинар «Драма “Борис Годунов”: уроки судьбы человека и государства»

В пятницу, 23 сентября, в РИИИ состоялась первая встреча на тему «Драма “Борис Годунов”: уроки судьбы человека и государства» из цикла семинаров «Пушкин и мы».

В письме к Петру Вяземскому в Царское Село из Михайловского 13 июля 1825 года Пушкин, находящийся в этом время в своем имении под надзором, писал: «Предо мной моя трагедия. Не могу вытерпеть, чтоб не выписать ее заглавия: Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве писал раб Божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче. Каково?» А спустя четыре месяца, 7 ноября, поэт пишет Вяземскому уже следующие строки: «Поздравляю тебя, моя радость, с романтической трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее в слух, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Неподдельный восторг автора перед им же созданным произведением указывает, что из под пера гения вышло нечто большее, чем просто историческая хроника «в шекспировском духе». Увидевшая лишь в 1866 году свет рампы пушкинская трагедия до сих пор вызывает массу споров и упреков в «несценичности». Известный пушкинист Валентин Непомнящий полагает, что в своей драме Пушкин создает особый тип театра, отличный от европейского. В «Борисе Годунове», действительно, переплелись многочисленные аллюзии и намеки на летописные, церковные, фольклорные и литературные источники, знакомые Пушкину, но самое главное — поэт в основу повествования кладет фундаментальный принцип диалога между человеком и его судьбой, устанавливая между ними неразрывную связь. Подробному анализу и разбору «Бориса Годунова» будет посвящено несколько вечеров.

Ведущий семинара — научный сотрудник РИИИ, кандидат искусствоведения Георгий Ковалевский.