Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Открытая лекция А. Ю. Ряпосова «Драматургия спектакля: теория и практика В. Э. Мейерхольда»

Открытая лекция А. Ю. Ряпосова «Драматургия спектакля: теория и практика В. Э. Мейерхольда»

В среду 28 октября в РИИИ состоялась открытая лекция кандидата искусствоведения, заведующего сектором источниковедения А. Ю. Ряпосова «Драматургия спектакля: теория и практика В. Э. Мейерхольда».

Термин «драматургия спектакля» является одним из наиболее активно разрабатываемых современной наукой о театре. Происхождение этого театроведческого термина справедливо связывается с творчеством В. Э. Мейерхольда. Во второй половине 1920-х годов и в начале 1930-х С. С. Мокульский, Б. В. Алперс, Ю. Юзовский, Б. Ф. Райх, И. Б. Березарк и другие в работах аналитического характера пользовались определением «Мейерхольд-драматург». Речь, конечно же, шла не о том, что Мейерхольд писал пьесы. Смысл указанного термина заключался в следующем: режиссер, выступая программно в качестве «автора спектакля» (термин, также введенный Мейерхольдом), брал для постановки пьесу, написанную по одним драматургическим законам (например, вполне традиционную в драматургическом смысле комедию А. Н. Островского «Лес»), а спектакль строил по другим драматургическим законам — прежде всего, монтажным и музыкальным. 33 эпизода мейерхольдовского «Леса» 1924 года опирались на законы техники хорошо сделанной пьесы, на элементы параллельного монтажа, контрапункт сюжетных линий и другие композиционные приемы («композиционные средства», по терминологии Мейерхольда). Разбор теории и практики великого режиссера в связи с понятием «драматургия мейерхольдовского спектакля» может быть интересен практикам современного театра (режиссерам и художникам, прежде всего, но и другим деятелям сцены), театральным критикам и исследователям театра прошлого и настоящего, всем любителям искусства сцены, кому важно понять «устройство» современного спектакля, познакомиться с теми элементами режиссерской «кухни», благодаря которым рождается структура современной театральной постановки.