Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Открытая лекция А. А. Бобрикова «Пустота как аттракцион. Манипуляции с отсутствием, небытием, недеянием и другими “отрицательными” понятиями в модернистском и постмодернистском искусстве»

Открытая лекция А. А. Бобрикова «Пустота как аттракцион. Манипуляции с отсутствием, небытием, недеянием и другими “отрицательными” понятиями в модернистском и постмодернистском искусстве»

В среду, 12 апреля, в РИИИ состоялась открытая лекция старшего научного сотрудника сектора изобразительных искусств и архитектуры, кандидата искусствоведения А. А. Бобрикова  «Пустота как аттракцион. Манипуляции с отсутствием, небытием, недеянием и другими “отрицательными” понятиями в модернистском и постмодернистском искусстве»  (в рамках семинара «Задачи и методы изучения искусств»).

Сюжет лекции представляет собой историю пустоты в современном искусстве примерно за столетие — начиная с «Белого квадрата на белом фоне» Казимира Малевича (с небольшой предысторией) до нашего времени. Он начинается с пустоты, получаемой на холсте (листе бумаге) посредством нанесения белил, оставления нетронутой белой поверхности грунта (листа) или стирания имеющегося изображения. Продолжается историей пустоты галерейного пространства (пространства вообще), полагаемого или абсолютно пустым — как на знаменитой выставке Ива Кляйна 1958 года, или наполненным чем-то невидимым — как в проектах Роберта Барри, Терезы Маргольес, Мартина Крида, Романа Ондака. Завершается своеобразными проектами институциональной критики (Майкла Эшера) и эстетики сотрудничества (Марии Эйхгорн). В целом же модернистская апелляция к пустоте, отсутствию, небытию, начинавшаяся как сверхрадикальный жест (доведенный до предела в проектах полного самоустранении художника, например у Лори Парсонс и Бетан Хьюз), постепенно превращается в увлекательный аттракцион, веселую эскападу, вышедшие за пределы актуального искусства и ставшие объектом пародий (последний по времени проект, связанный с Ланой Ньюстром).