МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Образовательная деятельность > Аспирантура > Учебная литература для аспирантов

Учебная литература для аспирантов

История и философия науки

а)  основная литература:

  1. Актуальные проблемы философии науки.
  2. Емельянов, Б.В. Три века русской философии. XVIII век.
  3. Войтов, А.Г. Наука о науке: философия, метанаука, эпистемология, когнитология.
  4. Борисов, С.В. Основы философии.
  5. Актуальные проблемы философии науки.
  6. Кузнецова, Н.В. Философия науки: история, современное состояние.

б) Дополнительная литература:

  1. Гаврилов, Е.О. Исторические типы философии.
  2. Козлова, О.В. Философия.
  3. Войтов, А.Г. Философия: избранные ЭССЕ.
  4. Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения.
  5. Козлова, О.В. Особенности социально-гуманитарного познания.
  6. Крюков, В.В. Философия.

 

Иностранный язык (английский)

а)  основная литература:

  1. Азаров, А.А. Англо-русский энциклопедический словарь искусств и художественных ремёсел в 2-х томах. Том 1.
  2. Азаров, А.А. Англо-русский энциклопедический словарь искусств и художественных ремёсел. В 2-х томах. Том 2.
  3. Вдовичев, А.В. Английский язык для магистрантов и аспирантов. English for Graduate and Postgraduate students.
  4. Кукарская, Г.Н. Communicate grammar in practice. perfect tenses. Иностранный язык (английский).
  5. Кушникова, Г.К. English. Free Conversation.
  6. Федорова, М.А. От академического письма — к научному выступлению. Английский язык.

б) Дополнительная литература:

  1. Азаров, А.А. Большой англо-русский словарь религиозной лексики.
  2. Дворжец, О.С. Пособие по английскому языку для аспирантов и соискателей, изучающих английский язык (гуманитарные специальности).
  3. Комплеева, Е.С. Английский язык: Тексты для домашнего чтения для студентов, продолжающих изучение английского языка в вузе.
  4. Котий, Г.А. Русско-английский словарь крылатых слов и выражений.

 

История искусствоведения

а) основная литература:

  1. Гройс Б. Политика поэтики.
  2. Евреинов Н.Н. Откровения искусства.
  3. Каменский П.П. Труды по истории изобразительного искусства.
  4. Козлов В.Т. Постижение истории посредством артефактов искусства, архивов и археологии. Т.3. Автографы знаменитых людей в контексте истории.
  5. Междисциплинарные исследования в области искусств. Ч. 1.
  6. Гренберг, Ю.И. Технология станковой живописи. История и исследование.
  7. Торопыгина, М.Ю. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга.
  8. Давыдова, О.С. Человек в искусстве. Антропология визуальности.
  9. Социология искусства: Хрестоматия.
  10. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия.

б) Дополнительная литература:.

  1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.
  2. Яковлева, Н.А. Практикум по истории изобразительного искусства и архитектуры. 
  3. Гренберг, Ю.И. Масляные краски XX века и экспертиза произведений живописи.
  4. Попова Ю.В. ОБРАЗ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РАБОТАХ Р. Ю. ВИППЕРА.
  5. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино.

 

Педагогика и психология высшей школы

а) основная литература:

  1. Баширова, Е.В. Формирование профессиональных компетенций в области стандартизации и метрологического обеспечения производства у будущего бакалавра.
  2. Джуринский, А.И. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы.
  3. Миннибаев, Е.К. Инновационная модель образовательной организации высшего образования: в 2 томах. Том 1.
  4. Миннибаев, Е.К. Инновационная модель образовательной организации высшего образования: в 2 томах. Том 2.
  5. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи.
  6. Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы.

б) дополнительная литература:

  1. Ефимова, И.Ю. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании в условиях ФГОС.
  2. Подготовка педагога-исследователя в университетском образовании.
  3. Психологическое сопровождение в системе образования : сб. науч. трудов по материалам Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире».

 

Методология искусствоведения

а) основная литература:

  1. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты.
  2. Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество.
  3. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: в поисках художественного образа: сборник научных трудов. Выпуск 14.
  4. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: диалог культур: сборник научных трудов. Вып. 13.
  5. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сборник научных трудов. Вып. 12.

б) дополнительная литература:

  1. Лотман Ю. ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ.
  2. Павлов, А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.
  3. Павлов, А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.

 

Методология музыковедения

а) обязательная литература:

  1. Народное музыкальное творчество хрестоматия со звуковым приложение.
  2. Акопян, Л.О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь.
  3. Герцман Е.В.История музыки. Пифагорейское музыкознание.
  4. Герцман Е.В. Византийское музыкознание.
  5. Герцман Е.В. История музыки. Ранние христиане.
  6. Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима.
  7. Герцман, Е.В. Введение в музыкальное антиковедение. Том I. Источниковедение и методология его познания.
  8. Герцман, Е.В. Введение в музыкальное антиковедение. Том II. Музыка в различных сферах жизни античной цивилизации.

б) дополнительная литература:

  1. Лотман Ю. ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ.
  2. Павлов, А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.
  3. Павлов, А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.

 

Основы государственной культурной политики РФ

а) основная литература:

  1. Основы государственной культурной политики, утверждённые указом Президента РФ от 24.12.2014 г. №808
  2. Стратегия государственной культурной политики на период до 2013 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.
  3. Фундаментальные основы государственной культурной политики России Историко-философский аспект
  4. Скотникова Г.В. Созучие вечным смыслам бытия.
  5. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

б) дополнительная литература:

  1. Казин А.Л. Homo Russicus.

 

Методика преподавания спецдисциплин

а) основная литература:

  1. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. П.М. Горев, В.В. Утёмов. — Электрон. дан. — Киров : АНО ДПО МЦИТО, 2017. — 313 с.
  2. Фурсенко, Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства.
  3. Анисимов Г.П. Воспитание творца.
  4. Голубовский Б.Г. Шаг в профессию.

б) дополнительная литература:

  1. Бердичевский, А.Л. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе.
  2. Джуринский, А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы.

 

Методологический семинар по истории и теории музыкального искусства

а) основная литература:

  1. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа.
  2. Севостьянова, Л.В. Лекции по анализу музыкальных произведений.
  3. Музыкальный Петербург. 19-й век. Материалы к энциклопедии. Тт. 12-14
  4. Серегина Н.С. Интонация как ценность Протосмыслы. Древняя Русь.

б) дополнительная литература:

  1. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество.
  2. Кириллина Л.В. Гендель.
  3. Кириллина Л.В. Реформаторские оперы Глюка.

 

Методологический семинар по истории и теории искусства

а) обязательная литература:

  1. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества.
  2. Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства.
  3. Васнецов, А.М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи.
  4. Каменский П.П. Труды по истории изобразительного искусства.
  5. Саблин И.Д. Проблема классической картины в отечественном искусствознании.

б) дополнительная литература:

  1. Гришин, В.В. МИРООЩУЩЕНИЕ, ИСКУССТВО И ИСТОРИЯ.
  2. Огнев К.К., Акопов А.В. Российский исторический телесериал: между искусством и массовой культурой.
  3. Калабухова, Е.В. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И НАУЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ.
  4. Татищева, Ю.Б. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
  5. Варбург А. Великое переселение образов Исследование по истории и психологии возрождения античности.
  6. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения Италия. XIV-XV вв.
  7. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения Италия. XVI в.
  8. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия.
  9. Хофман В. Основы современного искусства Введение в его символические формы.

 

Методология источниковедческого поиска

а) основная литература:

  1. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII – начала XX века
  2. Петровская И. Ф. Театр и музыка в России XIX – начала XX века: обзор библиографических и справочных материалов.
  3. Тюлин Ю.Н. 12 заповедей для научной работы.
  4. Сальникова, А.А. Источниковедение: источники по социокультурной истории России.
  5. Никулин, П.Ф. Методология источниковедения дореволюционной отечественной истории.

б) дополнительная литература:

  1. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке.
  2. Южак К.И., Баранова И.Н. Музыковедческий текст: рекомендации к написанию и оформлению квалификационных работ.

 

Педагогическая практика

  1. О готовности и способности будущих педагогов к профессиональному взаимодействию.
  2. Петрушин В. И., Психология и педагогика художественного творчества.

б) дополнительная литература:

  1. Кузнецов А. А., Зенкина С. В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: методическое пособие.
  2. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования; под ред. Е. Д. Божович.
  3. Соколков Е. А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария: монография.

 

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

а) обязательная литература:

  1. ВИКУЛОВА, Л.Г. ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИКНИЖНОЙ АННОТАЦИИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДИСКУРСЕ.
  2. Комова, В.А. КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ И УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СУЩНОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ.
  3. Петри, Э.К. ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ НОТНОМ АРХИВЕ 70-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА.
  4. Подготовка и редактирование научного текста.
  5. Резник, С.Д. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА АВТОРОВ С ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

б) дополнительная литература:

  1. Специальные виды печати.
  2. Филимонов, В.А. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПЛОЩАДКА НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ («История Европы по эпохам и странам в Средние века и Новое время» под редакцией Н.И. Кареева и И.В. Лучицкого).

 

Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук (17.00.02)

а) основная литература:

  1. Актуальные вопросы искусствознания: музыка-личность-культура: Сб. статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов.
  2. Актуальные вопросы искусствознания: музыка – личность – культура: Сб. статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов в рамках всероссийского фестиваля науки.
  3. Попов, С.С. Инструментоведение.
  4. Евдокимова, А.А. Проблема содержания музыки в истории музыкально-теоретических систем.

б) дополнительная литература:

  1. Столяр, Р.С. Джаз. Введение в стилистику.

 

Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук (17.00.09)

а) основная литература:

  1. Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество.
  2. Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля.
  3. Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля.
  4. Бычков, В.В. Триалог 2 . Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая.
  5. Бычков, В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга вторая.
  6. Актуальные проблемы аудиовизуальной культуры. Тезисы докладов на научной конференции аспирантов ВГИКа 25-27 мая 2016 года.

б) дополнительная литература:

  1. Герцман, Е.В. Далекое эхо античной хореографии. По материалам памятников письменности.
  2. Захарова, Л.Н. ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСКУССТВЕ.

 

Информационные технологии в науке и художественном творчестве

а) обязательная литература:

  1. Будаева, Т.Б. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВОКАЛЬНОГО ЗВУКА КИТАЙСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОГО АНАЛИЗА.
  2. Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сборник научных статей.
  3. Голованов, Д.В. Компьютерная нотная графика.
  4. Сарычева, О.В. Компьютер музыканта. 
  5. Иоскевич Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры.
  6. Иоскевич Я.Б. Интернет как новая среда художественной культуры.
  7. Искусствознание и теория информации: сб. науч. статей.

б) дополнительная литература:

  1. Асфандьярова, А.И. Фортепиано и синтезатор. Тембровые эскизы клавирных сонат Й. Гайдна.
  2. Крючков, С. Визуальный режим: экранная культура как новая мифология.
  3. Новоселов, В.А. ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ.
  4. Паршина, Л.Г. КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА.
  5. Алдошина, И.А., Приттс, Р. Музыкальная акустика.
  6. Королев А. Музыкально-компьютерный словарь.

 

Стилистика научного текста

а) основная литература:

  1. Флоря, А.В. Русская стилистика: курс лекций.
  2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка.
  3. Солганик, Г.Я. Стилистика текста.
  4. Сабитова, З.К. Историческая грамматика русского языка.

б) дополнительная литература:

  1. Меликян, В.Ю. Синтаксическая фразеология русского языка.
  2. Меликян, В.Ю. Синтаксический фазеологический словарь русского языка.
  3. Даниленко, В.П. История русского языкознания.
  4. Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи.