Выставка, посвященная 85-летию Е. В. Герцмана
Научной библиотекой РИИИ подготовлена выставка трудов ведущего научного сотрудника РИИИ, доктора искусствоведения, профессора Е. В. Герцмана, посвященная 85-летию ученого.
Выставка открыта для посещения в читальном зале Научной библиотеки РИИИ.
Евгений Владимирович Герцман — один из ведущих отечественных музыкальных антиковедов, посвятивший истории античной и византийской музыки несколько фундаментальных работ. В 1986 году ученый защитил в Ленинграде кандидатскую диссертацию «Античное музыкальное мышление», а в 1991 году — докторскую «Византийское музыкознание», куда вошли материалы опубликованной в 1988 году монографии. С 1991 года Е. В. Герцман — ведущий научный сотрудник РИИИ.
Усилиями Е. В. Герцмана на русский язык был переведен и опубликован ряд важнейших в истории музыки текстов греческих и римских мыслителей («De institutione musica» Боэция, «Κατατομὴ κανόνος» Псевдо-Евклида, «De Musica» Кассиодора, фрагменты из трактата «᾿Ονομαστικόν» Поллукса и др.). Описание Е. В. Герцмана почти всех певческих греческих рукописей из собраний Санкт-Петербурга (1-й том — из РНБ, 2-й том — из БАН, Библиотеки Эрмитажа и других собраний) стало первым в отечественной науке систематическим трудом по греческой музыкальной палеографии. За годы работы ученым было написано и опубликовано свыше 20 монографий и свыше 100 научных статей.
На выставке представлены работы ученого разных лет, посвященные фундаментальным вопросам музыкознания, авторские учебники, недавние публикации в научных сборниках и журналах. В том числе:
Герцман Е. В. Из истории древней музыки: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 197с.
Герцман Е. В. Языческие и христианские музыкальные древности = Pagan and Christian Musical Antiquities. СПб.: Лебедушка, 2006. 653с.: ил.
Познавая историю музыки прошлого: Сборник статей в честь Евгения Владимировича Герцмана. Владивосток: Дальнаука, 2007. 282с.: фронт портр., [1] л. разв. ил.
Герцман Е. В. Музыкальная боэциана / Науч. ред. Е. Е. Герцман. Изд. 2-е. СПб.: Невская Нота, 2010. 503 с.
Hercman J. Vizantijska nauka o muzici. Beograd: Clio, 2004. 371str. (Ars musica). Indeks: str.355–367. [Герцман Е. В. Византийское музыкознание].
Герцман Е. В. Глава из истории античного музыкознания византийской эпохи. СПб.: РИИИ, 2017. 80 с.
Герцман Е. В. Античный орган: мат. по истории инструмента РИИИ. СПб.: Филолог. ф-т СПбГУ, 2004. 63 с.
Герцман Е. В. История музыки. Пифагорейское музыкознание: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 383 с.
Герцман Е. В. История музыки. Ранние христиане: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 288 с.
Герцман Е. В. История музыки. Пифагорейское музыкознание: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 383 с.
Герцман Е. В. Никомах из Герасы среди предшественников, современников и потомков / Науч. ред. Т. С. Исупова. СПб.: Мiръ, 2016. 919 с.
Герцман Е. В. Образование историков музыки: прошлое, настоящее и будущее: Брошюра. СПб.: РИИИ, 2014. 68 с.
Герцман Е. В. Следы встречи двух музыкальных цивилизаций. СПб.: Мiръ, 2018. Т. 1 — 447 с.; Т. 2 — 766 с.
Герцман Е. В. Введение в музыкальное антиковедение: Учеб. пособие: В 2 т. СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2019. Т. 1 — 439 с.; Т. 2 — 521 с.
Герцман Е. В. Далекое эхо античной хореографии. По материалам памятников письменности: Учеб. пособие. СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2019. 154 с.
Герцман Е. В. Первый европейский учебник для музыкантов: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 267 с.
Герцман Е. В. Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки. СПб.: Квадривиум; Проект Вяч. Заренкова «Созидающий мир», 2019. Т. 1: А–И. 1071 с.; Т. 2: К–П. 1134 с.; Т. 3: Р–Я. 810 с.
Герцман Е. Первая попытка становления российской музыкальной византистики // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь-исследование. Т. 14: XIХ век. 1801–1861. Материалы к энциклопедии / Отв. ред.-сост. Н. А. Огаркова. СПб.: РИИИ; Композитор–Санкт-Петербург, 2017. С. 11–23.
Герцман Е. В. О византийских истоках древнерусской музыки // Мир гуманитарной культуры академика Д. С.Лихачева: Междунар. Лихачевские науч. чтения 24–25 мая 2001 г. / СПб гуманитарный ун-т профсоюзов; сост. и отв. ред. В. Е. Триодин. СПб., 2001. С. 121–122.
Герцман Е. В. Музыкознание в плену формул // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век: Сборник статей по материалам Междунар. конф. 1 дек. 2014 г. Вып. 1: 1920-е — 1930-е годы /Ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: РИИИ, 2017. С. 101–118.
Герцман Е. В. Античная нотация и христианское богослужение // Концептуализация музыки в авраамических традициях — 2018: Коллектив. моногр. / Отв. ред. Г. Б. Шамилли. М.: ГИИ, 2018. С. 96–119.
Герцман Е. В. Музыкальное антиковедение западного Средневековья // Временник Зубовского института. 2019. Вып. 4 (27). С. 9–32.
Герцман Е. В. Петербургские протеории // Петербург в диалоге с культурными столицами Европы: Материалы Междунар. науч. конф. 13–15 нояб. 2017 г. / Ред.-сост. Г. В. Ковалевский. СПб.: РИИИ, 2017. С. 12.
Герцман Е. В. Ладовый объем как категория музыкального мышления. К истории первой публикации идеи об одном из важнейших аспектов музыкально-художественной ментальности // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 2: 1940-е —1960-е годы / Ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: РИИИ, 2018. С. 247–271.
Опубликовано: 4 февраля 2022