МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Выставка «Ленинградские композиторы в годы Великой Отечественной войны». По материалам Кабинета рукописей РИИИ

Выставка «Ленинградские композиторы в годы Великой Отечественной войны». По материалам Кабинета рукописей РИИИ

В год 75-летия победы в Великой Отечественной войне Кабинет рукописей подготовил виртуальную экспозицию документов и материалов, отражающих творческую и общественную деятельность ленинградских композиторов в годы великого испытания. Экспозиция построена на материалах личных архивных фондов трех композиторов, тесно связанных с культурной жизнью блокадного Ленинграда, — В. М. Богданова-Березовского (фонд 82), М. А. Мильнера (фонд 42), В. К. Томилина (фонд 81). Из всего многообразия материалов этих фондов выбраны примеры композиторских сочинений 1941–1945 годов в нотных автографах, сохранившиеся примеры печатной реализации сочинений, фотографии и личные документы композиторов.

ВАЛЕРИАН МИХАЙЛОВИЧ БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ (1903–1971)

Родился в семье петербургского врача, лейб-медика двора. Учился в Петербургском Николаевском кадетском корпусе. В 1927 году экстерном окончил Ленинградскую консерваторию, где занимался в классах М. О. Штейнберга, С. М. Ляпунова, В. В. Щербачева и Л. В. Николаева.

С начала 1920-х годов — постоянный сотрудник ленинградских и московских газет и журналов, где публиковал статьи и рецензии на темы музыки, музыкального театра и балета. Вскоре, наряду с Б. В. Асафьевым и И. И. Соллертинским, стал ведущим музыкальным критиком Ленинграда. Автор более чем 250 книг и статей о русской классической и советской музыке, оперном и балетном театре.

В 1929–1932 годах — председатель секции композиторов Ленинградского отделения Всероскомдрама. В 1940–1941 и 1945–1949 годы преподавал историю советской музыки в Ленинградской консерватории. В 1941–1944 — председатель правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. В 1946–1951 — старший научный сотрудник Ленинградского института театра и музыки (ныне РИИИ). В 1946–1948 году — заместитель художественного руководителя Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова по репертуару, в 1951–1962 — заведующий репертуарной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета. С 1969 года — главный редактор Ленинградского отделения издательства «Советский композитор».

В. М. Богданов-Березовский является автором трех опер (в том числе оперы «Ленинградцы», написанной в годы Великой Отечественной войны), а также трех балетов. Им написаны Концерт для фортепиано с оркестром (1936) и Концерт для скрипки с оркестром (1943). В числе множества камерно-инструментальных сочинений — соната для фортепиано, написанная в 1944 году.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943).

1.

Валериан Михайлович Богданов-Березовский. Фотопортрет. [1941]. 24х18 см.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 920.

2.

В. М. Богданов-Березовский. Опера «Ленинградцы» (1941–1943). Партитура. Титульный лист и начальные страницы № 15 «Баллада о подвиге». Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 13, л. 1, 112–113.

3.

В. М. Богданов-Березовский. Концерт для скрипки с оркестром, ор. 23 (1941–1943). Памяти П. И. Чайковского. Партитура. Начальные страницы. Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 35. л. 1–3.

4.

В. М. Богданов-Березовский. Великий русский просветитель Н. А. Римский-Корсаков. Статья к 100-летию со дня рождения. 1944. Машинопись.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 92, 22 л.

5.

В. М. Богданов-Березовский. Триумф антифашистской симфонии. Статья о Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича. 1942. Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. 142, 11 л.

6.

Календари за 1941–1945 годы с подневными записями В. М. Богданова-Березовского.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 250.

7.

Страница календаря за 22 июня 1941 года с пометой В. М. Богданова-Березовского о начале войны с Германией. Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 250/1.

8.

Страница календаря за 20 и 21 октября 1942 года с пометами В. М. Богданова-Березовского о прослушивании в Союзе композиторов первой части его Концерта для скрипки с оркестром и о работе над оперой «Ленинградцы». Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 250/2.

9.

Страница календаря за 9 мая 1945 года с пометой В. М. Богданова-Березовского о победе. Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 250/8.

10.

Стенограмма заседания президиума оргкомитета Союза советских композиторов с докладом В. М. Богданова-Березовского «О работе Ленинградского Союза советских композиторов за год Великой Отечественной войны». 1942. Машинопись.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 263, 18 л.

11.

План работы Ленинградского отделения Музфонда СССР на 1944 год. Машинопись с подписью-автографом В. М. Богданова-Березовского.

Шифр: КР РИИИ, ф. 832, оп.и1, ед. хр. 274, 4 л.

12.

Командировочное и служебное удостоверения В. М. Богданова-Березовского за 1942–1943 годы. Удостоверение о награждении медалью «За оборону Ленинграда» от 3 июня 1943 года.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 858.

13.

Ленинградские композиторы, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», 1943. Групповое фото. 11х15,5 см. Слева направо: М. А. Мильнер, М. А. Глух, А. С. Митюшин, О. А. Евлахов, В. М. Богданов-Березовский, Ю. В. Кочуров, Г. Н. Носов.

Шифр: КР РИИИ, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 951.

МИХАИЛ (МОИСЕЙ) АРНОЛЬДОВИЧ МИЛЬНЕР (1886–1953)

М. А. Мильнер — один из ведущих мастеров еврейской музыки советской эпохи, внесший значительный вклад в формирование и развитие еврейской профессиональной композиторской школы.

Родился в местечке Рокитно Киевской губернии в бедной еврейской семье. С детских лет пел во многих хорах — у З. Ровнера, М. Корецкого, А. Дзимитровского. Учился в Киевском музыкальном училище, получив солидную фортепианную подготовку у В. Пухальского. С 1908 по 1915 год учился в Петербургской консерватории: по классу фортепиано у А. Миклашевского, по теории композиции у М. Штейнберга. В период учебы в консерватории принимал активное участие в Обществе еврейской народной музыки, созданном в 1908 году. С 1911 года руководил хором Общества, исполнявшим, серди прочего, многие вокально-хоровые произведения Мильнера. Именно работа в Обществе определила всю дальнейшую творческую биографию Мильнера, его устремленность к разработке еврейских народных мелодий и синагогальных напевов.

Перу Мильнера принадлежат симфонические и камерно-инструментальные произведения, хоровые и сольные вокальные циклы на стихи еврейских и русских поэтов. Мильнер воплотил в реальность мечту деятелей Общества еврейской народной музыки, написав «Небеса пылают» (1923) — первую еврейскую и по сюжету, и по языку, и по музыке оперу. Ему принадлежит музыка более чем к пятидесяти спектаклям еврейских театров Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии.

Два блокадных года Мильнер не покидал осажденный Ленинград и, невзирая на голод и холод, продолжал сочинять. В эти годы им написан целый ряд фортепианных сочинений: «Силуэты Отечественной войны», «Партизаны», Соната-баллада, Тема с вариациями.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943).

  1. М. А. Мильнер. Фото за роялем. 8,8х12 см.

Шифр: КР РИИИ, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 179.

  1. М. А. Мильнер за роялем. Рисунок неизвестного художника. Бумага, карандаш. 20,5х17,5 см.

Шифр: КР РИИИ, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 178.

  1. М. А. Мильнер. Импровизация (Экспромт «После приказа»): № 5 из фортепианного цикла. 14 июля 1943 года.

Шифр: КР РИИИ, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 31.

  1. М. А. Мильнер. Фрагменты из фортепианного цикла «Силуэты Отечественной войны». 28 марта 1943 года.

Шифр: КР РИИИ, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 32.

  1. М. А. Мильнер. Соната-баллада. Для фортепиано. 12 января 1943 года — 12 июня 1945 года.

Шифр: КР РИИИ, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 34.

ВИКТОР КОНСТАНТИНОВИЧ ТОМИЛИН (1908–1941)

Родился в Бердичеве в семье учителя. Детство и юность провел на Украине. Окончил среднюю школу в Киеве. По окончании школы поступил на музыкально-теоретический факультет Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко, по окончании которого продолжил обучение в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме в классе П. Б. Рязанова. C 1928 по 1932 год обучался в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. В. Щербачева.

Педагогическую деятельность начал в 1926 году, с 1935 года занял должность преподавателя в музыкальном училище при Ленинградской консерватории.

Как композитор работал в жанре песни, создав несколько произведений, посвященных революционным деятелям, в том числе «Песню о Тельмане» на слова Е. Рывиной, «Гибель Чапаева», «Песню о Щорсе», романсы. Вклад в симфоническую музыку представлен несколькими сюитами, струнным квартетом. Томилиным созданы опера-хроника «1905 год» (совместно с В. В. Желобинским, Ю. В. Кочуровым, И. И. Туския), детский балет «Волк, лиса и рогатая коза», музыка к кинофильмам «Федька» (1936), «Детство маршала» (1937), «Наездник из Кабарды» (1939).  Осталась неоконченной опера «Семён Котко» по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…».

Являлся членом Ленинградского союза советских композиторов со дня его основания, руководил оборонной секцией ЛССК. Занимал должность председателя Ленинградского городского комитета композиторов, входил в Правление Музыкального фонда.

После начала Великой Отечественной войны записался в ополчение. Ленинградское руководство предлагало ему эвакуацию, но композитор отказался. В начале августа он был направлен в школу лейтенантов и после присвоения звания 6 ноября оказался на фронте. Воевал в составе 265-й стрелковой дивизии, был командиром роты. Погиб в бою у станции Невская Дубровка. Похоронен в братской могиле на «Невском пятачке».

  1. Виктор Константинович Томилин. Фотопортрет. 1941. 14х8 см.

Шифр: КР РИИИ, ф. 3, оп. 2, ед. хр. 859.

  1. В. К. Томилин. Хроника композиторских работ, 1916–1941. Машинопись. 11 л.

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 59.

  1. К. Томилин. Волк, лиса и рогатая коза. Балет-миниатюра в пяти эпизодах и двух интермедиях. Сценарий А. Д. Шуйского. 1941. Рабочее название «Волк и семеро козлят». Черновые материалы в клавирном изложении. Автограф.

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 8.

  1. Акт от 10 июня 1941 о принятии Госактеатром оперы и балета им. С. М. Кирова партитуры и клавира балета В. К. Томилина «Волк, лиса и рогатая коза».

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 58.

  1. В. К. Томилин. Сталинская конница. Слова В. Лозина. Л.; М.: Музгиз, 1941. Листовка с нотным и стихотворным текстом; цензурное разрешение от 29 июля 1941; тираж 100000 экз.

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 43.

  1. В. К. Томилин. Батарейная. Слова П. Белова. Л.; М.: Музгиз, 1941. Листовка с нотным и стихотворным текстом; цензурное разрешение от 29 июля 1941; тираж 100000 экз.

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 43.

  1. В. К. Томилин. Зачет по военно-инженерному делу. 3 октября 1941. Автограф. 3 л.

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 58.

  1. Извещение о гибели В. К. Томилина 9 декабря 1941 на фронте. Документ от 25 июня 1942.

Шифр: КР РИИИ, ф. 81, оп. 1, ед. хр. 58.


Опубликовано: 11 ноября 2020